Выставку «Сохраняя историю» представили в Русском музее

В Русском музее открылась выставка «Сохраняя историю», посвященная 100‑летию его реставрационных мастерских. Более трехсот произведений — картины, рисунки, скульптура, фарфор, мебель показывают итог труда нескольких поколений мастеров, которые делают видимым авторский замысел и убирают наслоения времени.

Выставку «Сохраняя историю» представили в Русском музее | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Существует расхожий журналистский штамп: спектакль (концерт, выставка) обязателен для посещения. В случае «Сохраняя историю» он уместен на все сто процентов. Из произведений, которые нечасто видит публика, создано интересное путешествие по истории русского искусства. Для тех посетителей, у кого мало времени, самое главное собрано в двух первых залах — картины и рисунки звездных имен, интересные образцы мебели, сложные случаи восстановления холстов после криминальных историй. Тем, кто не торопится, разложены «по полочкам» специализации реставрационных мастерских. Старинные резные иконы соседствуют с золочеными рамами конца XIX века. Но раз временной диапазон создания деревянной скульптуры — 400 лет, она размещена в разных залах — рядом то с иконами, то с современным искусством. Как‑то Михаил Пиотровский точно определил жанр подобных проектов, назвав их «гурманским зрелищем».

Как сообщила нашей газете Ольга Бабина, заместитель генерального директора ГРМ, главный хранитель музея и куратор выставки, ее концепция готовилась год. Важно было показать труд всех тринадцати реставрационных мастерских и в то же время создать зрелище.

Эпиграфом к выставке стала небольшая картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Она стала знаменитой в январе 2019 года, когда была похищена с персоналии художника в Третьяковской галерее. Картину, написанную маслом на бумаге, нашли через сутки и даже вернули на выставку, но она успела побывать сначала на морозе, а потом — рядом с батареей парового отопления. Когда пейзаж снова попал в родные стены и был тщательно исследован, было принято решение о комплексной реставрации. Сначала картину на год поместили в карантин, а затем передали в руки Ольги Кленовой, опытнейшего реставратора. Она рассказала, что Куинджи нарисовал «Ай-Петри» на обратной стороне тиражной олеографии с его же картины «Лунная ночь». Так художник делал ровной картину, написанную масляной краской. Позже пейзаж наклеили на некачественный холст. Кленова закрепила пейзаж сначала на тонкой бумаге, затем — на новый холст. И только потом расчистила авторские краски.

Две картины — «Вид Колизея в Италии» неизвестного художника начала XIX века и «Дом под деревьями» Бориса Григорьева (1918) попали в Русский музей от правоохранительных органов. Эти картины пытались вывезти контрабандой, разрезав на шесть и восемь частей. Реставраторы музея их соединили.

Реставратор Евгения Щукина показала мне пример рачительности Алексея Венецианова. Он создал портрет Николая Горбунова пастелью на пергаменте (тонкой коже животного). Когда для реставрации картину сняли с подрамника, то на краю листа кожи обнаружили небольшое отверстие. Это след от ножки ягненка. Художник оставил отверстие на невидимом зрителю поле пергамента, чтобы сохранить задуманный размер портрета.

С помощью мебели залы выставки воспроизводят интерьеры XVIII – XIX веков. Недавно завершена реставрация богато инкрустированного бюро с цилиндрической крышкой, созданного в 1779 году в Петербурге мастером Иоганном Колем. Для восполнения утрат набора новые вставки искусственно состарили сильным ультрафиолетом. Чтобы воссоздать обивку кресла из Строгановского дворца, созданного Воронихиным, пришлось изучить изображения дворцовой картинной галереи. Впрочем, удача улыбнулась мастерам: в подушке был найден обрезок ткани XVIII века.

Самый крупный участник выставки — картина «Оргия» Вильгельма Котарбинского размером 3 х 5 метров. Она была накатана на вал, бумага, изначально предохранявшая живопись, прилипла к краске. Казалось, намертво. Но реставраторам удалось расчистить академическую фантазию на темы античной жизни.

В соседнем зале «прячется» огромный медицинский микроскоп, дающий увеличение в 56 раз. Он переключает нас на созерцание икон. Вот евангелисты Марк и Лука из Успенского собора в Тихвине. XVI век. Их вернул к жизни Рудольф Кесарев, реставратор с 47‑летним стажем. На старых снимках видно, что прежде это были «черные доски». Совсем как в книге Владимира Солоухина. Полностью раскрыта икона XVII века «Рождество Богоматери». Несколько поколений реставраторов трудились над ней 60 лет. Как заметила реставратор Елена Азарнина, работа идет послойно, «в пол-олифы».

Виктор Чмеленко показал мне деревянный амвон (возвышение для чтения богослужебных текстов) 1533 года из Софийского собора в Новгороде. Амвон поступил в Русский музей при его создании, но отреставрирован в 2017 году. Сначала амвон разобрали на все 200 деталей, каждую отреставрировали отдельно. Потом собрали, и теперь видны все 12 представителей новгородских сословий.

Рядом с амвоном помещены две резные рамы, придуманные Василием Верещагиным для картин «Отставной дворецкий» и «Море». Рамы подарил музею Николай II.

Мастер XVIII века Иоганн Шварц вырезал панно «Цветы и плоды» из одного куска дерева. Наш современник Олег Иванов придумал, как очистить тонкое изделие с помощью крошки, приготовленной из школьной стирательной резинки.

В финале зрителей ждут два визуальных опыта в том зале, где удачно соединены графика и фарфор. Первый — рисунок тушью Алексея Пахомова «Отбивка кос». Он был промыт в воде, но стал только лучше. Второй опыт — пара каминных ваз, изготовленных на ИФЗ. Одна попала в музей в приличном состоянии. Другая — в 19 фрагментах. Попробуйте определить, какая…


#выставка #Русский музей #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7160) от 28.04.2022 под заголовком «Сохраняя вечное».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?