Выставка «Живая женская живопись» открылась в Петербурге

В Музее современных искусств им. Дягилева (наб. Лейтенанта Шмидта, дом 11, 2-й этаж) открыта сейчас выставка «Живая женская живопись». Готовили выставку работ петербургских художниц к 8 Марта. И никто не мог предполагать, на какое тревожное время выпадет вернисаж.

Выставка «Живая женская живопись» открылась в Петербурге | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

 – Тем не менее нам удалось создать здесь, в Голубом зале, подобие рая, – сказал на открытии куратор выставки искусствовед Андрей Хлобыстин. – Женщины всегда стремились к красоте, и, надо признать, они к ней ближе, чем мужчины, – и внешне, и в своих делах.

Участвуют 18 художниц, картин – несколько десятков, а зал небольшой. Поэтому экспозиция построена в ностальгическом духе «квартирных» выставок 1970 – 1980-х годов. Тогда так называемые неофициальные художники, представители ленинградского андеграунда могли показать свои работы только на «конспиративных» квартирах. А квартирки были небольшими, потому развеска практиковалась плотная, «ковровая».

По словам куратора, современное женское искусство произрастает из тех же времен. Его корни – в живописной традиции, идущей от «Ордена нищенствующих живописцев» (круга Александра Арефьева), «Старопетергофской школы». Оно в родстве с движением «Новых художников», «Митьков».

Сейчас многие представители ленинградской школы ушли в лучший мир, но традиция не затухает, потому что ее хранят наши «живописицы».

Они, как Мойры, продолжают плести связь времен, – считает Андрей Хлобыстин.

И латают, штопают расползающееся полотно жизни.

Среди художниц, чьи картины мы видим, Ольга и Наталия Флоренские, Юлия Сопина, Лариса Голубева, Ира Васильева, Алиса Юфа... Без скидок на гендер, они – талантливые мастера, блестящие художники.

Петербургские любители искусства с их творчеством хорошо знакомы, бывали на персональных выставках. В октябре минувшего года персоналка Ларисы Голубевой прошла в Творческом союзе художников на Невском, 60. Лариса, многим известная как Скобкина, много лет работала в ЦВЗ «Манеж», делала ежегодные выставки «Петербург», где художники города показывали по одной новой работе. Делала эти выставки с 1993 года почти двадцать лет, часто на энтузиазме, почти без финансовой поддержки. И отстаивала идею искусства, которое выше коммерции.

Ее собственная живопись – тонкая по цвету, лиричная, часто печальная по настроению. Силуэты одиноких людей, улицы непарадного Петербурга слегка размыты, окутаны туманом, призрачны.

А медитативные картины Юлии Сопиной с ангелами, детьми, похожими на ангелов, и единорогами можно было видеть в прошлом году в КGallery и в галерее Абрамовой. Картины лаконичны, фигуры даны силуэтно, преобладает белый цвет во всех оттенках, матовая поверхность сочетается с мерцающей. И всюду разлито какое-то волшебное сияние, словно отсвет иного мира. Мне всегда ее работы почему-то напоминают о средневековых шпалерах из Музея Клюни, где сказочные цветы и прекрасная дева с единорогом. В них есть мистика и разлита тишина, в которой мы так нуждаемся в шумном мире, то назойливо бормочущем, то грохочущем, грозящем.

Ира Васильева выступила сокуратором выставки. Я полюбила ее картины сразу, когда несколько лет назад побывала на выставке в галерее «Матисс». Поначалу привлекло название «Город. Дача. Еда». То есть как? Где искусство и где эта проза жизни – дача с ее огородами и особенно еда? Но созданный Васильевой мир оказался необычайно привлекательным. Вспомнилась даже строчка из книги одного советского искусствоведа о малых голландцах: «драгоценность обыденной жизни». В манере живописи с ними сходства, конечно, нет, здесь прослеживается родство с кругом Арефьева, Иваном Сотниковым, митьками. На выставке картина Васильевой со старыми чемоданами, которые громоздятся на венском стуле. Они как шкатулки с воспоминаниями. Художница одухотворяет все, к чему прикасается, будь это старое кружево, разбитая виниловая пластинка, цветы в горшках или мандарины на блюде...

А в центре Голубого зала – инсталляция, которую сделала Александра Овчинникова.

Это аллегория почвенной традиции, которую хранят наши художницы, – говорит куратор. – Разбитое корыто – символ жертвенности, смирения, вокруг него магические камни, привезенные Сашей с берегов Ладоги, из них – гранитное сердце. Сквозь камни прорастает зеленая трава.

Эта выставка, воспевающая мелочи жизни, действует, как успокоительное. Цветы, коты, дети, выращенные собственноручно овощи, раскрытая книга на прикроватной тумбочке, деревья в окне... Все это – средства спасения от житейских бурь. Подобно якорю, рутинные мелочи удерживают нас в жизни.

Приходите. Выставка продлится до 1 апреля.


#выставка #музей #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7131) от 18.03.2022 под заголовком «Живая женская живопись».


Комментарии