В Музее Академии художеств открылась выставка работ Бориса Угарова

В Музее Академии художеств, в парадных залах — Рафаэлевском и Тициановском, до 3 апреля открыта выставка работ Бориса Угарова.Она посвящена 100‑летию со дня рождения мастера. Представлено 120 живописных работ из коллекций музеев Петербурга, Москвы и других городов России, а также из собрания семьи художника.

В Музее Академии художеств открылась выставка работ Бориса Угарова | Борис Угаров. «Ленинградка». 1961 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Борис Угаров. «Ленинградка». 1961 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Борис Угаров родился в 1922 году в Петрограде в семье рабочего Путиловского завода. Рисовать стал лет в десять, причем не так, как большинство детей — наивно, «умилительно», а почти профессионально. В рисунках была видна рука будущего художника. Что было хорошо при советской власти, так это страсть к просвещению. Для детей было создано множество кружков, и сколько талантливых артистов, художников, музыкантов вышли из них. Борис Угаров пошел учиться в студию при Доме ученых. Там с детьми занимался не кто‑нибудь, а знаменитый художник Аркадий Рылов.

А потом началась война, и Борис Сергеевич ушел на фронт добровольцем. С собой взял монографию Грабаря о Валентине Серове — еще дореволюционного издания. Так и носил ее с собой в вещмешке, и Серов, репродукции его картин, красота искусства помогали выживать.

После войны молодой солдат поступил в Академию художеств, где вскоре выбрал мастерскую монументальной живописи, которой руководил Игорь Грабарь. Многое ему дали, как он рассказывал впоследствии, уроки помощников Грабаря — Виктора Орешникова и молодого еще Андрея Мыльникова.

Вся жизнь Бориса Сергеевича оказалась связана с Академией художеств — здесь он учился, потом преподавал много лет, с 1977 года был ректором.

На вернисаже, прошедшем в первую мартовскую пятницу, собралось много народу. В высокие окна были видны Нева, древние сфинксы, розовые облака в голубом мартовском небе.

Выступали нынешний ректор Семен Михайловский, старейший преподаватель Владимир Песиков, дочь художника Татьяна Бушмина, одна из его учениц Дарья Коллегова…

Говорили о том, что Борис Угаров — художник музейного уровня. Что ценность его искусства возрастает с течением лет. Отмечали его профессиональное мастерство, в особенности умение создать выразительную цветовую партитуру без пестроты, на основе трех-четырех красок, используя тонкие нюансы, плавные тональные переходы. Говорили о виртуозном, свободном мазке, точном «ударе кисти», под которым поверхность холста оживает, начинает вибрировать, излучать энергию.

Вспоминали и о том, каким добрым человеком был Борис Сергеевич, как возился со студентами, организовывал для них творческие путешествия по России в поисках новых тем, вдохновения. Дарья Коллегова, одна из самых интересных художниц современного Петербурга, рассказала, что, поступая в академию в 1980 году, выбрала мастерскую Угарова: «И я ни разу об этом не пожалела!».

Вставлю свои пять копеек и я. Когда я, второкурсница факультета истории и теории искусства, сдала сессию с тройкой, меня вызвали в деканат. Там сказали, что тройка в зачетке лишает возможности получать стипендию, но мне ее оставят в виде исключения — по распоряжению ректора. «Потому что вы ходите в осеннем пальто, а сейчас зима и морозы», — объяснили в деканате.

Борис Угаров жил и работал в то время, когда в искусстве царил социалистический реализм. Стиль, созданный в тридцатые годы партийными идеологами искусственно, как гомункулус в пробирке. Наверное, сегодня не всем понятно, что это значит. Процитирую официальную формулировку: «правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в ее революционном развитии».

Что это означало на деле? Прежде всего ограничение в выборе сюжетов для тематических картин. В творчестве официальных художников преобладали такие темы, как «романтика революции», Гражданская и Великая Отечественная война, современность в героическом аспекте, будь то полеты в космос, БАМ, сюжеты из жизни вождей пролетариата, трудовые будни рабочих и колхозников.

Никуда не мог деться от этого тренда и Борис Угаров. Был ли он советским художником? Безусловно. Соцреалистом? Скорее всего, нет. Реалистом — был. Даже в такой идеологически правильной картине, как «В колхоз. 1929 год», мы видим скорее развитие традиций русской реалистической школы. Убери колхоз и скажи, что это написано Коровиным или Серовым, пожалуй, поверю.

А сюжет‑то, как сейчас ясно, драматический, если не трагический. Забирают нажитое непосильным трудом в общую собственность, в колхоз. На полотне сложносочиненная композиция — противопоставлены группы людей: кулаки, середняки, бедняки. Но это все живые люди, каждый со своим характером, своим отношением к происходящему. И всех жалко, особенно с высоты сегодняшнего опыта, когда знаешь, чем для крестьян обернулась коллективизация.

Живые люди, а не функции, не схематические изображения представителей разных классов и в известных картинах Угарова «На рудниках», «Октябрь». Мы видим, что правильные сюжет и тема вовсе не мешают поискам оригинального пластического языка, решению чисто живописных задач, а также искренности и человечности…

А его знаменитый Пушкин! Идет по горбатому мосту через Зимнюю канавку навстречу сильному ветру с Невы, который поднимает его плащ. И Пушкин кажется крылатым.

Пейзаж, когда можно было писать природу, людей, лошадей просто так, не с позиций классовой борьбы, был для художника отдохновением. Для зрителей — тоже.

На выставке много портретов. Чаще всего Борис Угаров писал самых близких людей: жену, детей, позже — внучек, которых обожал. Дочь Бориса Угарова Татьяну Бушмину на вернисаже журналисты просили позировать на фоне ее собственного портрета (отец запечатлел ее во всем сиянии молодости). Портреты написаны с блеском, свойственным старым мастерам.

Самое известное полотно Бориса Угарова — «Ленинградка». На выставке этой картины, увы, нет. Она сейчас находится в филиале Русского музея в Малаге на выставке «Война и мир». Но кто из жителей города не знает это полотно, написанное художником в 1961 году и ставшее таким же символом блокады, как стихи Ольги Берггольц или Седьмая симфония Шостаковича.

Рассказывая о картине, Борис Сергеевич говорил, что прототипом стала реальная женщина, его современница, встреченная случайно. Но такие лица мы можем видеть и на полотнах Сурикова, Нестерова. Мне вспоминается суриковская боярыня Морозова. Тонкий профиль, согнутая спина, предельное напряжение сил, преодоление тяжести…


#выставка #музей #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7130) от 17.03.2022 под заголовком «Ленинградец».


Комментарии