Выставка тактильного искусства открылась в Эрмитаже

В Восточном крыле Главного штаба открылась выставка «Незримое искусство. Расширяя границы возможного». Проект адресован людям с ограниченными возможностями и... каждому из посетителей.

Выставка тактильного искусства открылась в Эрмитаже | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Выставка – промежуточный результат большой работы со слабовидящими и незрячими людьми, которую Эрмитаж ведет уже давно. Около трех лет назад к ней подключилась лаборатория научной реставрации драгоценных металлов. Тогда ее сотрудники изготовили тактильную копию «Автопортрета с затененными глазами» кисти Рембрандта, она стала одним из экспонатов выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».

При изготовлении портрета мы пробовали разные варианты, – рассказывает заведующий лабораторией Игорь Малкиель. – Первый моделировали на компьютере (взяли оригинальный портрет и перевели его в объем, как мы это видели). Второй – лепка (распечатали картину и лепили прямо на прорисовке, это было необходимо для соблюдения всех пропорций). Третий – уже вылепленный портрет отсканировали и модель дорабатывали на компьютере. Все три версии обсуждались с хранителем и другими экспертами. И, как оказалось, самый оптимальный вариант – вылепленный. Мы пошли по этому пути.

В большинстве случаев те, кто изготавливает тактильные копии, стремятся к обобщению, уходу от деталей. Так, чтобы человек, который будет изучать экспонат, получил представление прежде всего о композиции. Остальное – работа гида. Но в Эрмитаже приняли другое решение: реставраторы постарались перевести в объем все, что возможно.

Забавно, что не все посетители поняли, что представляет собой необычный экспонат (одни принимали его за работу самого художника, другие – за его посмертную маску). Поэтому был снят небольшой фильм – «Рембрандт: от живописи к рельефу» (о том, как создавалась копия и зачем она нужна). Сейчас видео можно посмотреть на выставке и на сайте музея.

Дальше – следующий раздел и следующая история. Она посвящена росписям древнего Пенджикента. Их оригиналы занимают почетное место в постоянной экспозиции Эрмитажа, а тактильные копии четырех сюжетов представлены на выставке в Главном штабе. Это своего рода комиксы, иллюстрирующие забавные и поучительные сказки – о льве и зайце, гусыне, несущей золотые яйца, кузнеце и его помощнике, мудрецах, ожививших тигра.

Самой живописи много лет (она датируется второй половиной VIII века), рассмотреть ее трудно даже обладателю 100-процентного зрения. И значит, тактильные копии – это еще и реконструкция, возможность повернуть время вспять.

Мы сделали сначала прорисовки, потом лепные варианты, с которых сняли формы, а затем вырастили из специального пластика сами модели в масштабе один к одному. Со всеми подробностями, – рассказывает Игорь Малкиель. – Постарались повторить даже шероховатость поверхности.

Наконец, третий раздел выставки составили тактильные копии фрагментов Пазырыкского ковра, древнейшего из ворсовых ковров. Их соткали по просьбе эрмитажников сотрудники Азербайджанского национального музея ковра, которые реализуют инклюзивные проекты. В Петербурге в свою очередь воссоздали в объеме войлочные изделия, найденные в этом же кургане. Причем постарались воспроизвести оригинальный цвет, который со временем, конечно, поблек.

Теперь все эти экспонаты можно видеть глазами и пальцами на выставке в Главном штабе. Проект прежде всего обращен к незрячим и слабовидящим людям. Но на самом деле он не менее интересен и для тех, у кого нет проблем со зрением. Это редкий шанс прикоснуться к музейным экспонатам, переключить внимание с визуальных образов на тактильные ощущения, вспомнить о том, насколько яркими они могут быть. И по-новому взглянуть не только на шедевры искусства, но и на мир.


#выставка #Эрмитаж #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7060) от 29.11.2021 под заголовком «Закрой глаза и смотри».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?