Передвижная выставка ёкаев проходит в Петербурге

В Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры в рамках XVIII фестиваля «Японская осень», проходит передвижная выставка японского фонда «Парад ёкаев: мистические существа из Японии».

Передвижная выставка ёкаев проходит в Петербурге | Фото автора

Фото автора

Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в выставочный зал музея, – статуэтки фантастических существ, похожие на инопланетян. Это изображения ёкаев – персонажей японского фольклора, задача которых – олицетворять сверхъестественные силы и внушать ужас.

Стоящие статуэтки наряжены в набедренные повязки, сидящие – в буддийские палантины. По некоторым данным, эти статуэтки хранились в храме Итокуин в городе Иваки (префектура Фукусима). Однако природа поклонения им неизвестна.

Намного больше информации о культуре ёкаев передают эмаки, или иллюстрированные свитки из бумаги васи, которые составляют основу выставочной экспозиции. Эти свитки производились из волокон коры гампи, а их длина достигала более десяти метров. На них запечатлены образы и сюжеты японского фольклора. Один из самых известных сюжетов, изображенных на свитках, – «Хякки яге» («Ночной парад ста демонов») — рассказывает о разгуле демонов во мраке ночи. Как правило, сюжеты таких свитков заканчиваются изображением огненного шара или восходящего солнца, разгоняющего демонов.

Не менее интересны гравюры нисики-э («парчовые картинки»), выполненные в технике цветной ксилографии (гравирование по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры).

Благодаря появлению печати стало возможным изготавливать множество экземпляров одного и того же произведения по демократичной цене, что сделало ёкаев более доступными для людей, а значит, менее страшными. В результате появились ёкай нисики-э развлекательного и сатирического содержания.

Если в давние времена рассказы о ёкаях отражали страх японцев перед естественными природными явлениями, то с развитием науки и технологий люди перестали бояться темноты и грома. Отношение к ёкаям тоже изменилось – их стали изображать в виде милых и дружелюбных существ. Ёкаи появились даже в играх. На выставке можно увидеть настольную игру и игральные карты мэнко и узнать, как в них играть.

С приходом пандемии COVID-19 японцы вспомнили о ёкае Амабиэ – легендарной японской морской деве с птичьим клювом и тремя ногами. Согласно древнему преданию, Амабиэ выходит из моря и предсказывает наступление эпидемии, которая не закончится, если люди не будут распространять изображения с ней. В 2020 году Амабиэ стала чрезвычайно популярна в Японии. Социальные сети заполнили картинки с Амабиэ, витрины магазинов украсили товары с ее изображением. А министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии использовало образ Амабиэ на рекламном плакате, предупреждающем, что люди могут распространять ковид и не знать об этом. В Петербург японская русалка приехала в составе делегации выставочных экспонатов.

Остается добавить, что на выставке представлены копии высокого качества, сделанные с оригиналов, которые находятся в коллекции Мемориального музея японских ёкаев Юмото Коити (Музей Миеси мононокэ) в Хиросиме. Юмото Коити – известный фольклорист и исследователь, который занимается темой призраков-ёкаев более 30 лет.


#выставка #Япония #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7059) от 26.11.2021 под заголовком «Японское средство от вируса».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?