Выставка тактильного искусства открылась в Эрмитаже
В Восточном крыле Главного штаба открылась выставка «Незримое искусство. Расширяя границы возможного». Проект адресован людям с ограниченными возможностями и... каждому из посетителей.
ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Выставка – промежуточный результат большой работы со слабовидящими и незрячими людьми, которую Эрмитаж ведет уже давно. Около трех лет назад к ней подключилась лаборатория научной реставрации драгоценных металлов. Тогда ее сотрудники изготовили тактильную копию «Автопортрета с затененными глазами» кисти Рембрандта, она стала одним из экспонатов выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».
– При изготовлении портрета мы пробовали разные варианты, – рассказывает заведующий лабораторией Игорь Малкиель. – Первый моделировали на компьютере (взяли оригинальный портрет и перевели его в объем, как мы это видели). Второй – лепка (распечатали картину и лепили прямо на прорисовке, это было необходимо для соблюдения всех пропорций). Третий – уже вылепленный портрет отсканировали и модель дорабатывали на компьютере. Все три версии обсуждались с хранителем и другими экспертами. И, как оказалось, самый оптимальный вариант – вылепленный. Мы пошли по этому пути.
В большинстве случаев те, кто изготавливает тактильные копии, стремятся к обобщению, уходу от деталей. Так, чтобы человек, который будет изучать экспонат, получил представление прежде всего о композиции. Остальное – работа гида. Но в Эрмитаже приняли другое решение: реставраторы постарались перевести в объем все, что возможно.
Забавно, что не все посетители поняли, что представляет собой необычный экспонат (одни принимали его за работу самого художника, другие – за его посмертную маску). Поэтому был снят небольшой фильм – «Рембрандт: от живописи к рельефу» (о том, как создавалась копия и зачем она нужна). Сейчас видео можно посмотреть на выставке и на сайте музея.
Дальше – следующий раздел и следующая история. Она посвящена росписям древнего Пенджикента. Их оригиналы занимают почетное место в постоянной экспозиции Эрмитажа, а тактильные копии четырех сюжетов представлены на выставке в Главном штабе. Это своего рода комиксы, иллюстрирующие забавные и поучительные сказки – о льве и зайце, гусыне, несущей золотые яйца, кузнеце и его помощнике, мудрецах, ожививших тигра.
Самой живописи много лет (она датируется второй половиной VIII века), рассмотреть ее трудно даже обладателю 100-процентного зрения. И значит, тактильные копии – это еще и реконструкция, возможность повернуть время вспять.
– Мы сделали сначала прорисовки, потом лепные варианты, с которых сняли формы, а затем вырастили из специального пластика сами модели в масштабе один к одному. Со всеми подробностями, – рассказывает Игорь Малкиель. – Постарались повторить даже шероховатость поверхности.
Наконец, третий раздел выставки составили тактильные копии фрагментов Пазырыкского ковра, древнейшего из ворсовых ковров. Их соткали по просьбе эрмитажников сотрудники Азербайджанского национального музея ковра, которые реализуют инклюзивные проекты. В Петербурге в свою очередь воссоздали в объеме войлочные изделия, найденные в этом же кургане. Причем постарались воспроизвести оригинальный цвет, который со временем, конечно, поблек.
Теперь все эти экспонаты можно видеть глазами и пальцами на выставке в Главном штабе. Проект прежде всего обращен к незрячим и слабовидящим людям. Но на самом деле он не менее интересен и для тех, у кого нет проблем со зрением. Это редкий шанс прикоснуться к музейным экспонатам, переключить внимание с визуальных образов на тактильные ощущения, вспомнить о том, насколько яркими они могут быть. И по-новому взглянуть не только на шедевры искусства, но и на мир.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (7060) от 29.11.2021 под заголовком «Закрой глаза и смотри».
Комментарии