Выставка работ художника Владимира Цивина открылась в Петербурге

Абстрактные керамические скульптуры и реалистические пейзажи пастелью составили основу выставки «Дом» из ста произведений художника Владимира Цивина, которая открылась в Музее искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков. Она приурочена к 70-летию мастера.

Выставка работ художника Владимира Цивина открылась в Петербурге | «Стоящие». ФОТО АВТОРА

«Стоящие». ФОТО АВТОРА

«В отличие от многих моих сверстников в молодости для меня любимым был первый этаж Эрмитажа, где выставлено архаичное искусство, а не третий этаж с импрессионистами и постимпрессионистами. Любимым он остается до сих пор», - признался Цивин «Санкт-Петербургским ведомостям» во время вернисажа.

Его скульптуры предельно обобщены, точное использование керамики работает на образ. Будь то «Неолитическая Венера», «Эхнатон», «Большая амазонка» или «Икар».

Впрочем, интерес к древности вовсе не означает, что Цивин чужд модернизма. Как раз наоборот. По его словам, для него важнейшими скульпторами ХХ века являются Ханс Арп, Константин Бранкузи и Генри Мур, которые соединили архаичные культуры и современность. Да и одна из центральных работ, представленных в МИСПе, - «Большая лежащая» отсылает к скульптурам Анри Матисса.

По разные стороны от «Лежащей» находятся две принципиально важные для Цивина работы - «Стоящие» и «Дом». Первая состоит из 12 фигур, или «апостолов», которые пытаются сохранить равновесие. Цивин посвятил эту работу жертвам ГУЛАГа, которые в нечеловеческих условиях сохраняли человеческий облик. Автобиографична скульптура «Дом», давшая название всей выставке. Она изображает мальчика, сидящего на крыше с корабликом в руках. Внизу, видимая только с задней стороны композиции, изображена строгая женщина. Наверное, мать главного персонажа. По словам Цивина, его любимое занятие в детстве - лазание по крышам, вопреки всем запретам. Парусник означает страсть к приключениям. В последние годы Цивин много работает над серией изображений внучки и внука. Серии «Феня и Савва» и «Фенечки» создаются из нежного белого костяного фарфора. Снова точное попадание «в материал», дающее выразительный образ.

Особняком среди серьезных скульптур оказывается ироничная композиция «В электричке». Шесть женщин, судя по одежде, зимой едут плотно «упакованные» в переполненном общественном транспорте.

К сожалению, в экспозиции не поместились макеты памятника Иосифу Бродскому. В 2002 году этот эскиз - два обелиска с текстами занял первое место на международном конкурсе проектов памятника поэту, но не был реализован. Как и два других варианта, созданных Цивиным позднее.

Среди графики главное место отведено серии «Вид из моего окна» - изображения намыва территории западнее Васильевского острова и прибытия круизных лайнеров в новый морской порт. Это уже не Петербург, а какой-то другой город.

#выставка #музеи Петербурга #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6534) от 27.09.2019 под заголовком «С крыши далеко видно».


Комментарии