В Эрмитаже открылась выставка шпалер XIX - XX веков

В Главном штабе Эрмитаж открыл выставку шпалер XIX - XX веков из своих собраний.

В Эрмитаже открылась выставка шпалер XIX - XX веков | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В двух слабо освещенных залах экспозиции модерна представлено двадцать произведений европейского шпалерного ткачества. Некоторые настенные ковры принадлежали императорскому дому и украшали Зимний дворец, другие поступили в музей из частных коллекций. Объявление при входе сообщает посетителям, что полумрак в помещениях необходим для сохранности ценных экспонатов.

Эрмитаж обладает хорошей коллекцией шпалер. В ней есть вещи из Зимнего дворца, из музейного фонда, закупки музея. В числе последних обретений единственная в собрании музея шпалера Жана Люрса «Блеск огня».

В постоянной экспозиции Зимнего дворца посетители видят настенные ковры с XV до XVIII века. Произведения ХIХ века там отсутствуют. Их вообще мало в мире. На рубеже XVIII - XIX столетий менялась архитектура, размер помещений. Шпалеры требуют больших пространств, они перестали находить место в интерьере. Их производители, в том числе петербургская шпалерная и европейские мануфактуры, в основном стали выпускать напольные ковры.

- Идея выставки - показать шпалеры, которые не участвуют в постоянной экспозиции Зимнего дворца по простой причине - недостаточно места, - рассказывает куратор выставки Татьяна Лехович. - В Главном штабе представлены картины ХIХ - ХХ веков. Шпалеры - продолжение этой экспозиции. Для создания картонов, по которым ткали шпалеры, привлекали художников.

Открывает выставку серия «Времена года», созданная на парижской мануфактуре гобеленов. Картоны для нее в 1910 году выполнил Жюль Шере. Художник, получивший известность литографиями, афишами, графикой, создал образ элегантной дамы, которая появлялась во всех его работах. Приглашение знаменитого графика к работе с ткачами гобеленов было новаторским решением, оно позволило создать шпалеры в новом стиле ар-нуво. Времена года представлены в виде прекрасных женщин. Гобелены - подарок императрице Александре Федоровне президента Франции Раймона Пуанкаре во время его визита в Санкт-Петербург в 1914 году.

За каждым экспонатом интересная история. Единственная в нашей стране шпалера «Поклонение волхвов» выткана в Англии фирмой Уильяма Мориса, которая провозгласила возврат к эстетике средневекового ремесла. Акварельный эскиз к «Поклонению волхвов» создал Берн Джонсон. Шпалеру купил Сергей Щукин, до революции она висела в его доме в Москве в зале Гогена.

Серию из 15 ковров «Пасторальные сцены» по мотивам картин Ф. Буше и Ж. Фрагонара заказал в 1899 году во Франции фирме братьев Бракенье Николай II. Шпалеры предназначались для украшения Салтыковской лестницы Зимнего дворца. Лестница использовалась для личных нужд императорской семьи, связывала апартаменты родителей с детскими комнатами первого этажа. Шпалеры были вмонтированы в ниши. Сдержанные по краскам, в охристой, словно выгоревшей, гамме, они вытканы из тонких чистого шелка нитей. По документам, сохранившимся во Франции, заказ российского императора был выполнен за год. Невероятно быстро. Один мастер способен выткать квадратный аршин в год (меньше метра). Видимо, было задействовано много станков, работавших в несколько смен.

Выставка ограничена размерами помещения. Как говорят организаторы, в коллекции шпалер Эрмитажа есть еще великолепные вещи. Со временем их тоже покажут.

#выставка #Эрмитаж #Главный штаб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (6533) от 26.09.2019 под заголовком «Шпалера боится света».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?