Выставка Никиты Фомина «Тихая моя родина» открылась в часовне-музее храма Спаса-на-Крови
В часовне-музее храма Спаса-на-Крови (набережная канала Грибоедова, дом 2а) работает выставка петербургского художника Никиты Фомина «Тихая моя родина». Академик живописи показывает пейзажи, созданные много лет назад, и арт-объекты последнего времени, которые выполнены на старых досках и мебели.

«Пирогово на Онеге». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Ленинградец по рождению, участник создания мозаичных панно «Блокада» и «Победа» в Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда, работавший над воссозданием росписей храма Христа Спасителя в Москве, собора Петра и Павла в Большом Петергофском дворце, в Никольском Морском соборе в Кронштадте, церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове, посвятил выставку своим корням.

«Семейный портрет» — две дверцы старого шкафа, на которых Фомин изобразил своих деда и бабушку. «Он был столяром из псковских крестьян, работал по частным заказам в Петербурге. Она была крестьянкой, приехавшей в российскую столицу на заработки из архангельской деревни Пирогово. Здесь и познакомились», — поясняет художник. И добавляет, что в последние годы стал часто использовать старые доски и отслужившие свой век предметы быта. Они хранят память о прошлом, рука не поднимается их выбрасывать. На дереве Фоминым созданы еще два произведения. Двойной портрет женщины и мужчины называется «Жители исчезнувшей деревни. (Памяти Федора Абрамова)», сельский пейзаж — «Памяти Николая Рубцова». Писатель и поэт посвятили свое творчество ушедшей русской деревне. Коллаж «Осколки памяти» составлен из конской подковы, крышки от дровяной плиты и столярного инструмента на фрагменте деревянной двери. Все вместе напоминает картины русских авангардистов начала ХХ века. На вернисаже Иван Уралов и Сергей Репин, коллеги и давние друзья Фомина, говорили о том, что он не боится меняться, идет на эксперименты, несмотря на свой академический титул.

Но и любители привычного Фомина не забыты. Художник показывает около тридцати пейзажей разных лет, сделанных в основном в Псковском крае. Там в селе Малы под Изборском Фомин построил творческую дачу, где проводит летние месяцы. Именно там созданы пейзажи «Церковь Косьмы и Дамиана», «Осень в Изборске», «Псков. Мирожский монастырь». Не забыты и корни, они изображены на картинах «Пирогово на Онеге» и «Апрельская дымка». Во всех есть узнаваемый стиль Фомина: трепетный, но без пафоса, точный в деталях, но без лишних «фотографических» подробностей.
Выставка открыта по 21 мая.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7381) от 24.03.2023 под заголовком «Зов предков».
Материалы рубрики
В РНБ открылась выставка «Я и в коляске сочиняю…»
Исполнилось 20 лет проекту «Безнадежные живописцы»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии