Выставка Никиты Фомина «Тихая моя родина» открылась в часовне-музее храма Спаса-на-Крови

В часовне-музее храма Спаса-на-Крови (набережная канала Грибоедова, дом 2а) работает выставка петербургского художника Никиты Фомина «Тихая моя родина». Академик живописи показывает пейзажи, созданные много лет назад, и арт-объекты последнего времени, которые выполнены на старых досках и мебели.

Выставка Никиты Фомина «Тихая моя родина» открылась в часовне-музее храма Спаса-на-Крови | «Пирогово на Онеге». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Пирогово на Онеге». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Ленинградец по рождению, участник создания мозаичных панно «Блокада» и «Победа» в Памятном зале монумента Героическим защитникам Ленинграда, работавший над воссозданием росписей храма Христа Спасителя в Москве, собора Петра и Павла в Большом Петергофском дворце, в Никольском Морском соборе в Кронштадте, церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове, посвятил выставку своим корням.

«Семейный портрет» — две дверцы старого шкафа, на которых Фомин изобразил своих деда и бабушку. «Он был столяром из псковских крестьян, работал по частным заказам в Петербурге. Она была крестьянкой, приехавшей в российскую столицу на заработки из архангельской деревни Пирогово. Здесь и познакомились», — поясняет художник. И добавляет, что в последние годы стал часто использовать старые доски и отслужившие свой век предметы быта. Они хранят память о прошлом, рука не поднимается их выбрасывать. На дереве Фоминым созданы еще два произведения. Двойной портрет женщины и мужчины называется «Жители исчезнувшей деревни. (Памяти Федора Абрамова)», сельский пейзаж — «Памяти Николая Рубцова». Писатель и поэт посвятили свое творчество ушедшей русской деревне. Коллаж «Осколки памяти» составлен из конской подковы, крышки от дровяной плиты и столярного инструмента на фрагменте деревянной двери. Все вместе напоминает картины русских авангардис­тов начала ХХ века. На вернисаже Иван Уралов и Сергей Репин, коллеги и давние друзья Фомина, говорили о том, что он не боится меняться, идет на эксперименты, несмот­ря на свой академический титул.

Фомин_Жители исчезнувшей деревни.jpg
«Жители исчезнувшей деревни». / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Но и любители привычного Фомина не забыты. Художник показывает около тридцати пейзажей разных лет, сделанных в основном в Псковском крае. Там в селе Малы под Изборском Фомин построил творческую дачу, где проводит летние месяцы. Именно там созданы пейзажи «Церковь Косьмы и Дамиана», «Осень в Изборске», «Псков. Мирожский монастырь». Не забыты и корни, они изображены на картинах «Пирогово на Онеге» и «Апрельская дымка». Во всех есть узнаваемый стиль Фомина: трепетный, но без пафоса, точный в деталях, но без лишних «фотографических» подробностей.

Выставка открыта по 21 мая.


#выставка #художник #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7381) от 24.03.2023 под заголовком «Зов предков».


Комментарии