В Мраморном дворце работает выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
В Мраморном дворце Русский музей представляет выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту». Проект московский — коллекция, концепция, большая часть авторов.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В успехе сомнений не было. В прошлом году на тех же условиях и на той же площадке проходила выставка «Лики / Лица / Морды» столичного Музея AZ (Анатолия Зверева). На сей раз собственную коллекцию показывает создатель и директор музея Наталия Опалева.
У каждой коллекции своя история. Эта началась двадцать лет назад с посещения ярмарки современного искусства «Арт-Манеж», где внимание Опалевой привлек женский портрет Анатолия Зверева. Этот художник стал главным героем ее собирательской деятельности. С ним связана еще одна важная для Опалевой история.

На афише выставки, в путеводителе и каталоге повторяется групповой снимок прощального приема у Георгия Костаки перед его отъездом в Грецию. Коллекционер в кругу любимых художников. Он особенно ценил Зверева, говорил, что тот достоин своего музея. Дочь коллекционера подарила музею Зверева 600 работ художника, собранных отцом.
С увлечения наследием Зверева вырос интерес Опалевой и к другим художникам-нонконформистам. Сейчас в ее коллекции две с половиной тысячи произведений. Это одно из самых значительных собраний, представляющее не только московскую неофициальную арт-сцену 1960 – 1980‑х годов, но и известных ленинградских художников — Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Глеба Богомолова, Владимира Стерлигова.
Выставка в Мраморном дворце — не первое публичное представление коллекции. Она демонстрировалась в Италии, в Москве. Но все отмечают, что в нашем городе она представлена шире по числу имен и работ.

Шесть дворцовых залов вместили две сотни произведений тридцати шести авторов. Живопись, графика, скульптура мастеров андеграунда 1960 – 1980‑х годов: Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного и многих других.
— Для выставки старались отобрать лучшие, значительные работы. Такие работы, возможно, нетипичны, как и те, что раньше не показывались публике, — рассказала Наталия Опалева. — Что касается названия выставки — «Параллельные миры», это ощущение, которое возникло у меня при изучении творчества художников-шестидесятников. Они творили в определенном времени и пространстве — оттепель в Москве и Ленинграде. Художники общались, видели работы друг друга, обменивались идеями. При этом каждый был собственной планетой, собственной вселенной, шел своим путем, искал свой художественный язык. Это интересно для меня, и хотелось, чтобы посетители выставки почувствовали наше желание показать их диалог.
Почти все художники представлены не одной, а несколькими работами. У каждого своя стена или стенд, что демонстрирует индивидуальность авторов и создает общую картину эпохи.
Автор дизайн-концепции Анатолий Голышев придумал для выставки образ ковчега с произведениями, плывущего по воображаемому Млечному Пути. Путешествие сопровождают медиаинсталляция Платона Инфанте, музыка авангардного композитора-шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об эпохе оттепели, подготовленный Музеем AZ.

К выставке сделан подробный аудиогид с рассказом о каждом художнике. Там есть искусствоведческие эссе к конкретным работам, истории бытования картин. Заинтересованного посетителя, желающего узнать что‑то новое, большой объем информации не испугает. Для тех, кто спешит, есть путеводители по выставке. В том числе и детский с адаптированными текстами, построенный на игре.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7380) от 23.03.2023 под заголовком «Парад планет по Млечному Пути».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 10 июня
Вернисаж: выставки в Петербурге с 10 июня
В РНБ открылась выставка «Я и в коляске сочиняю…»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии