Выставка графики Ольги Гильдебрандт-Арбениной и Юрия Юркуна открылась в Петербурге
В Музее-квартире Александра Блока открылась выставка графики Ольги Гильдебрандт-Арбениной и Юрия Юркуна из собрания Алексея Дмитренко. Все произведения выставляются впервые.
Ольга Гильдебрандт-Арбенина. «Парусники (Крестовский остров)». 1932. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Гильдебрандт-Арбенина (1898 – 1980), актриса и художница, была музой Гумилева и Мандельштама. В 1931 году третий поэт – Бенедикт Лившиц – в стихотворном посвящении назвал ее «Девочка, катящая серсо», предвидя скорые перемены в «большом» мире. Ее мужем был Юркун, писатель и художник (его судьба тоже трагична: он был расстрелян в 1938-м и реабилитирован через 20 лет).
Как рассказал нашей газете Алексей Дмитренко, редактор и издатель, он несколько десятилетий занимается русской литературой и изобразительным искусством Петербурга – Ленинграда первой половины ХХ века. По роду своих занятий общался с теми, кто был хорошо знаком с героями выставки. От Иды Наппельбаум, дочери известного фотографа, Дмитренко получил рисунок Юркуна «Улица». От Всеволода Петрова, искусствоведа, – несколько пейзажей Гильдебрандт-Арбениной. Приглашение музея стало для Дмитренко сюрпризом, и, помня, что это дом Блока, он выбрал двенадцать работ, дополнив их фотографиями и документами.
Когда подготовка выставки уже завершалась, Дмитренко узнал, что Алексей Балакин, работающий в Пушкинском Доме, недавно приобрел в антикварном магазине небольшой мужской портрет. Он датирован 1922 годом и именовался автопортретом Владимира Милашевского, одного из создателей группы художников-графиков «13», которая существовала на рубеже 1920 – 1930-х годов. Проведя небольшое исследование, Балакин выяснил: это портрет Юркуна, который, как и Гильдебрандт-Арбенина, входил в состав группы и брал уроки у старшего коллеги. Организаторы далеки от нумерологии, но этот портрет стал тринадцатой работой на выставке, которая продлится по 10 января.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (7079) от 24.12.2021 под заголовком «Серебряный век не кончается».
Комментарии