Выставка «Дорогами Палестины» открылась в Музее Академии художеств
В парадных залах Музея Академии художеств открылась в посвященная 140‑летию Императорского православного палестинского общества. В проекте принимают участие 33 организации — музеи, библиотеки и архивы со всей России. Они предоставили около ста произведений, созданных 50 художниками XVIII – XXI веков.
Василий Поленов. «Христос (Мечты)». 1894./ РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Со времен основания Академии художеств библейская тема занимала центральное место в учебной программе. Изображения сцен из Священного Писания были частью обучения историческому жанру — высшему в академической иерархии. Молодой художник должен был сочинить сложную композицию, соединив в ней множество фигур в классических позах и добавив к ним пейзажное или интерьерное окружение.
В начале XIX века усилиями Александра Оленина, президента Академии художеств, стали устраиваться научно-художественные экспедиции на Ближний Восток. Участников этих экспедиций привлекали не только христианские святыни, но и необычная природа, живописные руины и особенности местного быта. Молодые художники стали частью русского паломничества к святыням Иерусалима и других городов, которое известно с первых веков христианства на Руси.
Выставка построена на диалоге, который ведут пейзажи с изображениями библейских мест с картинами, которые созданы художниками на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. В 1820 году на Святую землю был командирован пейзажист Максим Воробьев. Там он создал картину «Вход в храм Воскресения Господня в Иерусалиме». Двести лет назад еще не было толп паломников и туристов, которых можно наблюдать сейчас.
В 1840‑е годы братья Никанор и Григорий Чернецовы, ученики Воробьева, совершили по собственной инициативе несколько поездок в Палестину. Позже на основе эскизов они рисовали библейские места. Григорию принадлежит пустынный пейзаж «Мертвое море» и горный пейзаж «Лавра Святого Саввы в Палестине». Никанору — «Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море». Сцена оживлена изображением обряда крещения. Об этом месте рассказал писатель Андрей Муравьев в своей книге «Путешествие ко святым местам в 1830 году». Издание было популярно у читающей публики пушкинского времени. Никанор с документальной точностью изобразил «Вид Назарета в Галилее» и «Часовню Гроба Господня в Иерусалиме». В 1882 году часовню нарисовал Василий Поленов. В письме к матери он заметил: «Какая разнородная толпа богомольцев движется перед вами, начиная от русских старушек всех губерний (их огромное количество) и кончая черными нубийцами и абиссинцами христианами».
В центре сюжетной линии выставки — огромная картина Карла Венига «Ангелы возвещают гибель городу Содому». За нее автор получил звание профессора Академии художеств. Полотно находится в собрании академического музея, выставляется очень редко. Для петербуржцев будет интересна картина Василия Шебуева «Моисей со скрижалями», хранящаяся в Иркутском художественном музее. Это этюд к несохранившемуся плафону, созданному художником для Воскресенской церкви Царского Села.
Картина Петра Басина «Отдых Святого семейства на пути в Египет» любопытна тем, что художник отклоняется от канонического сюжета, заменяя Иосифа на Иоанна Крестителя. Подобным образом поступил и Генрих Семирадский, создавая картину «Христос и грешница», за которую получил звание академика. Там изображен не привычный привод грешницы на суд к Христу, а нравственное преображении пирующей Марии Магдалины, которая услышала слова Христа.
«Милосердный самарянин» Василия Сурикова — картина с подтекстом. Изображение самарянина, напоившего водой обессилевшего путника в пустыне, было подарено художником Петру Кузнецову, владельцу золотых приисков. Он поддерживал Сурикова в годы его учебы в Академии художеств. Небольшой этюд Валентина Серова «Голова Христа» примечателен тем, что это эскиз к картине «Хождение по водам», которую Серов создавал вместе с Константином Коровиным. На этой работе молодые художники подружились на всю жизнь.
Выставка «Дорогами Палестины» не могла обойтись без «нашего всего» в живописи — Ильи Репина, посетившего Палестину в 1898 году. Он привез оттуда абу — длинный плащ без рукавов из верблюжьей шерсти. А вскоре нарисовал свою «Тайную вечерю». Через много лет, живя в «Пенатах», Репин вернулся к евангельским сюжетам, создав экспрессионистическую картину «Отрок Христос во Храме».
Выставку (она будет работать по 31 июля) завершают дипломные работы студентов Академии художеств последних лет, посвященные библейским сюжетам.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7197) от 27.06.2022 под заголовком «С палитрой по святым местам».
Комментарии