В Музее истории религии открылась выставка о Петре Великом

В Музее истории религии открылась выставка «Петр Великий. К 350‑летию со дня рождения». Она невелика — всего один зал. И как многие другие экспозиции музея, не столько показывает памятники (хотя тут есть на что посмотреть), сколько рассказывает, приглашает посетителя к размышлениям и рассуждениям, задает вопросы, загадывает загадки.

В Музее истории религии открылась выставка о Петре Великом | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С одной из них выставка и начинается. На входе в зал посетителя встречает гипсовая фигура апостола Петра. На первый взгляд, все очевидно: это святой, в честь которого получил имя первый российский император, главный герой выставки. Но день рождения Петра I не совпадает с днем празднования памяти апостолов Петра и Павла. Будущий правитель и реформатор родился в день святого Исаакия Далматского и, соответственно, мог бы носить его имя… Как рассказывает куратор выставки научный сотрудник музея Владимир Безродин, историки исследовали данный вопрос, но к однозначному мнению не пришли. Они проследили родовое древо Романовых, выяснили, что те в принципе не особенно придерживались старинной традиции. Так и неизвестно, почему Петру I дали это имя.

Впрочем, это только присказка, увертюра. Главная тема экспозиции — духовная, религиозная составляющая жизни, правления и преобразований Петра Великого. Первый сюжет — проведенная им реформа церковного управления.

Это очень старый спор между светской и духовной властью, — рассказывает Безродин. — В рамках одного государства сосуществуют два лидера — лидер светской власти (монарх, самодержец) и лидер власти духовной (в нашем случае — патриарх). В духовных вопросах монарх не может не подчиниться патриарху, но патриарх живет на территории государства и подчиняется его законам. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, эта спорная ситуация привела к отстранению от власти патриарха Никона. Однако системно вопрос тогда решен не был. Петр I же поступил кардинально — созданием Синода он поставил царство (светскую власть) выше священства (власти духовной).

На экспозиции в лицах — портретах живописных и гравированных представлены участники этого своеобразного переворота: патриарх Адриан (последний ­патриарх всея Руси), Стефан Яворский ­(блюститель патриаршего престола, а впоследствии президент Духовной коллегии (Синода), Феофан Прокопович (главный идеолог петровских реформ)…

Важно понимать, что реформа церковного управления никак не касалась догм церкви. Петр I подошел к этому вопросу как человек религиозный, но практичный. Желающий и умеющий обратить на пользу государству все имеющиеся у него ресурсы. В том числе — авторитет церкви. К слову, полутора столетиями раньше аналогичным образом действовал Иван Грозный, который в отличие от Петра Великого объяснил свое самоуправство: как помазанник божий, царь имеет и духовную власть над своими подданными.

Петр I свои решения не объяснял, но поступал предельно последовательно — используя церковные силы для утверждения реформ и просвещения своего народа.

С седых времен многие храмы на Руси ставились в память о тех или иных событиях, — говорит Владимир Безродин. — Это должно было закрепить их в народной памяти. Храмы эти связывали с теми святыми, в день которых произошли данные события. В частности, Полтавская битва случилась в день памяти Сампсония Странноприимца. И через несколько лет после этой победы на Выборгской стороне был основан Сампсониевский собор. Далее — оба крупных морских сражения Северной войны, Гангутское и Гренгамское, по совпадению произошли в день памяти святого Пантелеймона Целителя. И уже после первого из них была заложена Пантелеймоновская церковь. Эти два храма существуют в Петербурге и сейчас. На выставке можно увидеть, как они выглядели в XVIII столетии и как изменились со временем.

Другой пример — орденская система, созданная Петром I по образу и подобию европейской. Для современного человека орден — награда, но изначально орденом не награждали, в него принимали. Корнями своими эта традиция уходит в историю крестовых походов, духовно-рыцарских орденов крестоносцев. Со временем светские правители стали основывать собственные орденские организации, не имеющие отношения к церкви, — орден Подвязки, орден Почетного легиона… Однако Петр I привязал эту систему к религиозной традиции. Экспонаты рассказывают о первых трех орденах, учрежденных или только замысленных царем-преобразователем. Это орден Андрея Первозванного, орден Святой Екатерины (или орден Освобождения), орден святого Александра Нев­ского. Самих орденских знаков на экспозиции нет, зато есть иконы соответствующих святых.

Отдельная история о князе Александре Ярославовиче, еще одном покровителе Санкт-Петербурга. Орден Александра Невского, который, по мысли Петра I, должен был выдаваться исключительно за военные заслуги, сам он учредить не успел, это случилось уже при Екатерине I. Зато император сделал многое для утверждения авторитета святого. Свидетельство тому — барельеф «Перенесение мощей Александра Нев­ского в Санкт-Петербург» (эскиз украшения дверей Исаакиевского собора). И икона, на которой благоверный князь изображен в воинских доспехах и мантии (в связи с перенесением мощей Александра Невского на берега Невы был издан указ Синода о том, чтобы его «отнюдь в монашеских одеяниях не писать, а только в великокняжеских»).

На выставке есть и уникальные экспонаты (например, икона «Богоматерь Черниговская-Ильинская» с планом Азовской битвы), и эффектные (воссозданные комплекты обмундирования нижних чинов лейб-гвардии Семеновского полка — петровского времени и начала ХХ века). Но главная ее отличительная черта все же — многосмысленность. Насколько глубоко погружаться в это море историй (истории), каждый из посетителей решает сам.

#выставка #музей #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (7197) от 27.06.2022 под заголовком «Точка в давнем споре».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?