Выставка «100 фотографий Анатолия Болдина» открылась в Петербурге

В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «100 фотографий Анатолия Болдина». Необычна биография 82-летнего автора. Он - признанный мастер, лауреат всевозможный премий, не променял карьеру инженера на работу фотографа.

Выставка «100 фотографий Анатолия Болдина» открылась в Петербурге | «Куклы». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Куклы». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Болдин - человек эпохи хрущевской оттепели. Он стал заниматься фотографией в 1957 году на первом курсе МВТУ им. Баумана, создал студенческий фотоклуб, учился фоторепортажу в Центральном доме журналистов СССР. После получения диплома, распределился в закрытый НИИ и одновременно пришел в фотоклуб «Новатор». Его руководителем был легендарный Александр Хлебников, фотохудожник и дизайнер, основатель советской рекламной фотографии. В клубе преподавали и другие классики - Борис Игнатович, Александр Гринберг. Позднее Болдин сам много лет руководил «Новатором». Он стремился снимать «жизнь как она есть». Девизом Болдина стали слова Анри Картье-Брессона о том, что фотограф должен связать глаз, мысль и сердце.

На выставке собраны оригинальные отпечатки разных лет, начиная с фото «Ритм труда» (1957). Динамичный снимок человека с лопатой Болдин до сих пор считает самым лучшим. Однажды он был показан на выставке, посвященной повести Андрея Платонова «Котлован».

Самая известная работа Болдина - «Куклы» - сделана в 1961 году в московском «Детском мире». Продавщица изображена рядом с целой стеной кукол. Эпоха дефицита еще не наступила, но автор иронично показывает абсурдность производства огромного количества одинаковых игрушек.

Болдин мастерски работает на грани серьезного и смешного, глубокого и банального. Таковы фотографии «Мертвое и живое» с виноградной лозой и спинками от железной кровати, «На рынок» с торчащим из холщового мешка свиным пятачком. «Завтрак во время ремонта» - натюрморт с сосисками и хлебом на хилом табурете.

Бесспорная репортажная удача - снимок «Бросок», где изображен футбольный вратарь в прыжке за мячом, тень от вратаря и от мяча. Но сам мяч остался за кадром, и мы не узнаем, был ли успешен бросок.

Ироничен снимок «Три грации», сделанный в 1980 году в Саратове. Три девушки, одетые с претензией на модность, напомнили некогда популярную песню «Огней так много золотых / На улицах Саратова / Парней так много холостых / А я люблю женатого...». Из этого же ряда «Примадонна» - пышная тетка в нарядном платье, разгуливающая босой около скромного сельского домика. В «Натюрморте с перцем» овощ оттеснил на второй план миниатюрную копию Венеры Милосской, заставляя зрителя подумать о духовной пище и телесных удовольствиях. «Зоопарк» изображает толпу, которая прижалась к решетке. И кто, на самом деле, в клетке? «Рядом с мечтой» - снимок людей, которые безуспешно пытаются взобраться на монумент «Покорителям космоса» рядом с ВДНХ.

Завершают выставку несколько блестящих портретов - «Уличный музыкант», «А. В. Хлебников», «Профессор Т. А. Гевондян». Эпоха оттепели ушла вместе с этими людьми.

 

#выставка #фотография #РОСФОТО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (6622) от 11.02.2020 под заголовком «Человек оттепели с фотоаппаратом».


Комментарии