Вышло в свет переиздание романа «Мальчик» Олега Стрижака

Перед Новым годом вышло в свет переиздание книги Олега Стрижака «Мальчик. Роман в воспоминаниях, роман о любви, петербургский роман в шести каналах и реках».

Вышло в свет переиздание романа «Мальчик» Олега Стрижака | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

«В ту пору мне было чуть больше тридцати лет... много времени и различных перемен протекло с той загадочной поры; я влюблялся, разлюбливал, зачем-то женился и уходил от прелестных женщин, был счастлив и горько плакал в отчаянии одиночества, жил долго один, сочинил прекрасный, как думалось мне, роман и затем сжег его». Так начинается роман «Мальчик» Олега Стрижака (1950 – 2017), произведение, чья судьба не менее драматична и поучительна, чем его содержание.

Писавшийся почти семь лет, оконченный в начале девяностых и впервые вышедший в 1993 году в Петербурге, роман этот широкой публикой у нас практически не был замечен, но получил признание знатоков в России («Один из лучших романов ХХ века»), восторженную прессу во Франции, где его довольно скоро перевели: «Дебютный роман Олега Стрижака – шедевр современной русской литературы, созданный в соответствии с великими традициями «тотального романа» Гоголя и Достоевского». «Если вы хотите узнать Петербург, читайте Достоевского, Андрея Белого и Стрижака».

Перевод на французский, судя по гневной реакции автора, максималиста и перфекциониста во всем, что имело отношение к литературе, был, мягко говоря, не конгениален оригиналу, но главное галльские критики поняли верно. Роман «Мальчик» действительно грандиозное произведение, отличающееся редким изобразительным мастерством, когда «лучшие слова в лучшем порядке» и картина, нарисованная автором, оказываются выразительнее, объемнее, ярче, чем то, что видишь за окном.

Дело происходит в 1960 – 1970-х годах в Ленинграде, повествование идет от имени литератора Сергея Владимировича, чрезвычайно вроде бы успешного и в карьере, и в картах,и в любви... Но довольно скоро мы понимаем неизбежность катастроф в жизни нашего фартового игрока, и связаны они будут с неким Мальчиком, который является и персонажем, и вполне осязаемым прототипом героя произведения Сергея Владимировича – как раз того романа, который рассказчик сжигает на первой странице. История, которая вполне могла бы быть изложена в объеме небольшого рассказа или повести, разрастается на четыре с лишним сотни страниц. При этом самый придирчивый рецензент едва ли найдет повод упрекнуть автора в многословии – лишних слов там нет. И если художественная необходимость требует, чтобы одно предложение, скажем, составляло несколько страниц, значит, так и будет. Но в этом нет, и не предполагалось, никакой демонстрации виртуозности: то, что фраза представляет собою целую главу, замечаешь, только дойдя до финальной точки. Зачарованный обаянием иллюзиониста, только много времени спустя понимаешь, что за фокус тебе показывают – и зачем.

Роман устроен довольно сложно, но для наслаждения этим текстом и вправду ничего, кроме внимания, не требуется. Впрочем, выпустившее «Мальчика» в серии «Книжная полка Вадима Левенталя» московское издательство сделало «вход в книгу» как можно более комфортным. Тут и внятная инструкция «Как читать роман «Мальчик» петербургского литератора, подписавшегося «ФМ, навигатор». И сдержанное, но вместе с тем прочувствованное эссе Ники Стрижак «Наш старший брат Олег Стрижак», из которого очень хорошо понимаешь, почему жизнь литератора Олега Всеволодовича Стрижака, буквально воспринявшего классическую формулу «для звуков жизни не щадить», была так трудна, а его библиография оказалась так коротка.

Олег Стрижак. Мальчик: Роман в воспоминаниях, роман о любви, петербургский роман в шести каналах и реках: М.: ИД «Городец», 2021.

#книги #переиздание #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (6844) от 18.01.2021 под заголовком «Петербургский текст: ленинградский вариант».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?