На Дворцовой площади завершился XIX Петербургский международный книжный салон

Вчера на Дворцовой площади завершился XIX Петербургский международный книжный салон. Организаторы еще подведут итоги и назовут количество посетителей. Но очевидно и без всякой статистики, что главный городской праздник книги состоялся.

На Дворцовой площади завершился XIX Петербургский международный книжный салон | ФОТО Дмитрия СЕДОВА

ФОТО Дмитрия СЕДОВА

Разговоры о том, нужны ли бумажные издания, выдержат ли они конкуренцию с электронными книгами, уже неактуальны. Оба вида интеллектуальной продукции будут мирно сосуществовать. Как это делают живопись и фотография, театр и кинематограф. Иное дело, что постоянно совершенствуются средства доставки бумажной книги к читателю, в том числе с использованием современных средств коммуникации. Заметная часть книжной торговли переместилась в Интернет. Но многолюдность Петербургского салона доказывает: традиционный способ живет и здравствует.

Переходя от стенда к стенду во всех четырех павильонах книжной ярмарки, включая детский, я обратил внимание на то, что довольно тихо в огромных шатрах, где одновременно находятся и разговаривают между собой сотни людей — читатели и издатели, продавцы и покупатели, дети и взрослые. Причина проста — главным стало общение читателя с книгой.

Многих интересовали новые издания классиков. Как рассказали продавцы художественной литературы, по‑прежнему читающая публика чаще других спрашивает Пушкина, Достоевского, Булгакова. Студентки покупали драму «Фауст» Гете с комментариями, молодые люди — романы Хемингуэя. На стенде петербургского магазина посетители за несколько часов разобрали миниатюрные издания стихотворений Ахматовой и Бродского. Эти книги являются частью серии классиков, она издается в Томске. Вряд ли кто‑то станет специально искать такие издания в Интернете.

Книжный салон выполнил миссию информирования читателей о неизвестных им книгах.

Именно желание за два-три часа ознакомиться со всем разнообразием предложенных изданий привело на книжный салон значительную группу посетителей. Одна девушка внимательно знакомилась с капитальным научным трудом «История китайской цивилизации». Солидный мужчина изучал большой альбом «Мосты и набережные Санкт-Петербурга», это заказное издание не поступало в магазины, а на книжном салоне его можно было приобрести.

Едва ли не девяносто процентов стендов занимали небольшие издательства, которые представили книги по русской истории, путешествиям, изобразительному искусству. Литературе о Петербурге всегда уделяется значимое место на полках салона. Ее диапазон — самый широкий, от иллюстрированных брошюр до капитальных исследований. В качестве примера последнего приведу только что вышедшую книгу «Помещичьи имения Петербургского уезда. 1860 – 1880‑е годы». На салоне ее представил автор — Сергей Кащенко, доктор исторических наук, заведующий кафедрой источниковедения истории России СПбГУ. В книге на основе архивных документов рассказывается о том, как после отмены в 1861 году крепостного права проходила крестьянская реформа в сорока имениях, находившихся в ближайших окрестностях российской столицы.

Теперь о событийной части книжного салона. В этом году появилась новая традиция — салон стал свое­образной афишей литературы. О фестивале «Такой Зощенко?!» мы уже сообщали нашим читателям. Открылся он на Дворцовой площади, чтобы при большом стечении народа напомнить о сложной судьбе автора смешных рассказов. Зощенко как‑то заметил о себе и своем творчестве: «Я временно замещаю пролетарского писателя».

Книжный салон-2024 был посвящен 225‑летию со дня рождения Пушкина и Году семьи. Организаторы не стали, и, на мой взгляд, справедливо, педалировать эти сюжеты. Поэт давно — «наше все», а семейному чтению был посвящен целый детский павильон, да и в остальных было много литературы для такого чтения. В один из дней на стенде городского Института культурных программ состоялось представление путеводителя «Пушкинские топонимы Петербурга». В нем рассказывается о 20 местах нашего города, связанных с именем поэта, от Коломны, где он жил в молодости, до станции метро «Пушкинская», названной в его честь. Художница-иллюстратор Евгения Двоскина выпустила книгу для семейного чтения «Пушкин с нами». Рядом с цитатами из стихотворений поэта опубликованы рисунки, на них Пушкин участвует в современной жизни: едет в метро, делает селфи, читает Бродского. «Он велик и снисходителен, позволяет так с собой обращаться. Мои попытки приложить этот метод к другим поэтам и писателям не удались», — заметила художница.


#книжный салон #книги #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7665) от 20.05.2024 под заголовком «Планета книги».


Комментарии