Выбор «Онегина». Награждены лауреаты оперной премии
Национальная оперная премия «Онегин» наградила своих лауреатов. В номинации «Примадонна» победила меццо-сопрано Олеся Петрова за партию Амнерис в «Аиде» Верди, а в номинации «Музыкальный руководитель» – дирижер Павел Бубельников за премьеру «Отелло» Верди в «Зазеркалье».
ФОТО Алексея СМАГИНА/предоставлено организаторами проекта
Организаторам премии «Онегин» в этом году пришлось изрядно понервничать из-за постоянно нависающей угрозы ограничений и закрытий. Но звезды сошлись, хотя на церемонию из-за сложностей согласования перелетов не смогла прибыть главная приглашенная звезда – мальтийский тенор с мировой славой Джозеф Каллейя.
За несколько дней до церемонии в Большом зале Филармонии состоялся концерт с названием под стать «музыкальному рингу»: «Мировые звезды российской оперы Санкт-Петербург vs Москва». В нем как будто немного недоставало арбитра, который бы определил, кто же тут выиграл, но победила, разумеется, дружба. Хотя поначалу силы были неравными и петербургская сборная явно лидировала. Москвичи же – и тенор Олег Долгов, и бас Алексей Тихомиров, и сопрано Анна Аглатова словно оробели от выхода на знаменитую сцену петербургской Филармонии, и голоса звучали чересчур скромно.
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Михаила Татарникова заряжал азартом и грациозностью звучания, особенно в двух барочных ариях Генделя и Вивальди. Они намного интереснее, наряднее и элегантнее звучали у оркестра, чем у солистки Анны Аглатовой, исполнившей их очень по-ученически, в подражание Бартоли, с которой у певицы поразительное сходство. Однако петербургские коллеги проявили себя дружелюбными, что тем более важно в наше время, когда всем нужна поддержка. И все же солисты Мариинского театра не могли не чувствовать себя хозяевами положения и демонстрировали великолепие своего вокала, обретающего в таком зале крылья.
Блистала и меццо-сопрано Юлия Маточкина, умирая в партии принцессы Эболи из «Дон Карлоса» Верди, источая флюиды зловещего соблазна в арии Далилы из оперы Сен-Санса. Выходы же сопрано Елены Стихиной в арии Тоски из оперы Пуччини и дуэте Леоноры и графа ди Луны (баритон Владислав Сулимский) из «Трубадура» Верди приводили зал в состояние эйфории.
Церемония награждения лауреатов премии «Онегин» в сопровождении оркестра под управлением Дмитрия Юровского прошла гладко и стремительно, как многочастная танцевальная сюита. Объявление лауреатов чередовалось с музыкальными номерами, собравшими цвет российской оперной молодежи, которая могла бы быть в это время на контрактах в Европе или Америке, но, к счастью отечественных опероманов, оказалась закрытой на родине. Друг за другом продефилировали сопрано Венера Гимадиева, Елена Стихина и Светлана Москаленко, меццо-сопрано Олеся Петрова, бас Дмитрий Ульянов, тенор Антон Росицкий, баритон Василий Ладюк.
В номинации «Дебют» лауреатами стали сопрано Юлия Юмаева за партию Нанетты в премьере «Фальстафа» Верди в Новосибирском оперном театре (в этом спектакле был найден и «Лучший состав») и бас Мирослав Молчанов за партию Квазимодо в премьере «Эсмеральды» Даргомыжского в театре «Санкт-Петербург-опера». В «Роли второго плана» премию получил тенор Анатолий Невдаха в партии шута Труффальдино в «Любви к трем апельсинам» Прокофьева в Самарском оперном театре. Званием «Мастер сцены» наградили баритона Юрия Девина за роль Риголетто в премьере одноименной оперы в театре «Урал-Опера-Балет» в Екатеринбурге.
В номинации «Гость» оказался тенор Богдан Волков, исполнивший титульную партию в премьере «Похождений повесы» Стравинского в Музыкальном театре им. Станиславского в Москве. Богдан собрал в этом году урожай внимания и за громадный успех в опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова в брюссельском Ла Монне в постановке Дмитрия Чернякова, транслировавшейся на телеканале «Культура». На гала-концерте церемонии Волков исполнил арию Ленского, остановив мгновенья своими фантастическими пианиссимо.
Меццо-сопрано Олесю Петрову справедливо возвели в ранг «Примадонны» за российский дебют в партии Амнерис в «Аиде» Верди в Михайловском театре. В номинации «Звезда» награжден баритон Василий Ладюк. Лауреатами номинации «Событие» стали фестиваль опер на открытом воздухе «Опера – всем» и премьера оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова в Чувашском театре оперы и балета. В сентиментальной номинации – «Душа оперы» в этом году появилось имя Галины Лиоли, художника по отделке в Московском музыкальном театре им. Станиславского.
Во впервые учрежденной номинации «Онлайн-проект» победителем стала опера «Пир во время чумы» Кюи, созданная режиссером Дмитрием Отяковским в период карантина. Лучшим концертмейстером справедливо назвали Марину Мишук, без которой в Мариинском театре были бы проблемы с операми Вагнера, которые она готовит как коуч, большой знаток немецкого языка. Дирижер Павел Бубельников давно заслужил звание лучшего музыкального руководителя. Лучшим театром единогласно стал московский «Геликон-опера» под руководством режиссера Дмитрия Бертмана. Лауреатство в номинации «Признание» посмертно присудили дирижеру Александру Ведерникову. Оркестр под управлением Дмитрия Юровского в тональности светлой печали исполнил интермеццо из «Сельской чести» Масканьи – оперы, которая стала последней в дирижерской карьере маэстро.
Кульминацией церемонии стало видеообращение солистки Большого театра сопрано Маквалы Касрашвили, которая не рискнула приехать из Москвы в Петербург, а потому произнесла пламенную речь подобно исполненной арии, где призналась в любви к опере, силами которой можно пережить любой кризис.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6807) от 17.11.2020 под заголовком «Выбор «Онегина»».
Комментарии