Выбор из двух зол. Чем интересны романы «Ведьмин зов» и «Ведьмин род»

Не всякий роман нуждается в продолжении, даже если открытый финал позволяет такой фокус, читатели умоляют со слезами на глазах, а издатель многозначительно цокает языком. Скорее наоборот: любое такое произведение неизбежно начнут сравнивать с исходным текстом, и, скорее всего, не в пользу сиквела, то есть продолжения. Надо полагать, Марина и Сергей Дяченко отдавали себе в этом отчет, затевая продолжение романа «Ведьмин век». И все же в 2020 году соавторы выпустили целых две книги, напрямую связанные с историей, которую они начали рассказывать еще в 1997-м, – романы «Ведьмин зов» и «Ведьмин род».

Выбор из двух зол. Чем интересны романы «Ведьмин зов» и «Ведьмин род» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Видимо, что-то принципиально важное осталось недосказанным, недораскрытым тогда – без малого четверть века назад. Попробуем разобраться, что именно.

Любая война пожирает жизни – без разбора, жадным ртом, сотнями, тысячами, миллионами. И если солдаты на передовой могут героически пасть в бою, покрыв себя славой и послужив общему делу, то мирные жители лишены даже этой сомнительной привилегии. Случайные жертвы, «сопутствующие потери», слабые и уязвимые, безымянные и безвестные.

Гражданская война отличается только одной важной деталью. На внутренних фронтах не существует четкой границы между тылом и фронтом: сегодняшние мирные обыватели – или их родные, друзья, односельчане, пережившие очередной налет, – в любой момент могут сами взять в руки оружие и нанести ответный удар. Не ради победы, а для того чтобы выжить и отомстить.

Именно такая гражданская война столетиями тлеет в мире, который описывают Марина и Сергей Дяченко в трилогии «Ведьмин век» – «Ведьмин зов» – «Ведьмин род». На одной стороне – мужчины, женщины, дети, обычные люди под защитой оперативников Инквизиции. На другой _ инициированные ведьмы, способные убить взглядом и покалечить словом, непредсказуемые и смертельно опасные. Бывшие люди, которые получили сверхъестественную силу, но безвозвратно утратили способность различать добро и зло, лишились способности к сопереживанию, забыли себя прежних. Неважно, ради чего ведьма идет на инициацию – ради любви, детей, карьеры, хаос сожжет все человеческое, поглотит прежнюю личность без остатка.

Самый простой способ остановить этот процесс: убить неинициированную ведьму, бросить ее в каменный мешок, при самом гуманном раскладе – жестко ограничить в правах и обязать ежемесячно отчитываться перед участковым инквизитором. Замучить обычную девчонку, которая родилась с особой генетической предрасположенностью, запуганную, ничего не понимающую, ни в чем не виноватую. Но если пойти на поводу у эмоций, пожалеть, отпустить с миром, рано или поздно ведьм станет слишком много, Инквизиция захлебнется, моровое поветрие захватит города, остановятся заводы и фабрики, реки наполнятся кровью, а небо обрушится на землю.

Можно ли добиться примирения сторон, избежать необходимости поминутно делать выбор из двух зол? В первых двух романах цикла Дяченко ловко уходят от ответа. В «Ведьмином веке» Ивга Лис чудовищным усилием воли поворачивает время вспять, возвращает историю к точке до начала глобального апокалипсиса и наступления хаоса. В «Ведьмином зове» Эльге Север проходит инициацию, но умудряется не утратить человеческую сущность, сохранить в неприкосновенности свое я. Небывалое чудо, «бог из машины», два исключения на сотни миллионов случаев.

Гуманного решения для всех не существует, скверна вездесуща. Или есть все-таки способ масштабировать, повторить это чудо, поставить спасение на конвейер? В заключительном романе цикла, закольцевав композицию трилогии, соавторы наконец дают ответ – разумеется, утвердительный.

Конструируя фабулу романа «Ведьмин род», Марина и Сергей Дяченко снова отталкиваются от необходимости делать выбор из двух зол. Великий Инквизитор, десятилетия потративший, чтобы хоть как-то примирить людей с ведьмами, стоит перед выбором, кем пожертвовать: женой или снохой, любовью всей своей жизни или избранницей единственного сына.

Враги загнали старого волка в угол или по крайней мере им так кажется. Кто-то из его противников рвется к власти, кто-то искренне верит, что глава могущественной организации заблуждается, придерживаясь слишком мягкой политической линии. И те и другие, разумеется, не правы: старик еще крепок и готов в два счета обыграть заговорщиков на их собственном поле. Но подтвердить его интуитивную правоту, доказать, что война не бесконечна и выход есть, придется уже представителям следующего поколения.

Ведьмы в трилогии Дяченко – воплощение полной, ничем не ограниченной свободы. Сила, безусловно, деструктивная, однако необходимая для развития и движения вперед. В 1997 году соавторы видели выход из этого этического тупика в самоотречении во имя любви, но эта лазейка годится лишь для немногих избранных. Во втором и третьем романах ведьмы учатся нести ответственность за свои поступки, переступать через «хочу» ради «надо», сдерживать разрушительные эмоциональные порывы.

Из стихийного бедствия, непредсказуемого и неуправляемого, ведьма превращается в человека со сверхспособностями. Плохого, хорошего, злого – неважно. Взывать к совести снежной лавины, увещевать тайфун или осуждать цунами бессмысленно – с человеком можно как минимум попробовать договориться. Или просто не провоцировать его, не будить лихо, не доводить до ручки, учитывая возможные последствия.

Вариант, конечно, не идеальный, чреватый новыми конфликтами и новыми противоречиями, но уводящий мир с края пропасти. Вместо тупика появляется дорога – ухабистая, тряская, виляющая из стороны в сторону, но открытая в будущее. Вероятно, ради этого Марина и Сергей Дяченко и вернулись к той давней истории четверть века спустя.

Что ж, авторы в своем праве: их мир, их герои. Правда, вопрос, стоило ли ради этого переигрывать завершенную партию и вместо изящного многоточия ставить в финале жирную точку, остается открытым.

Марина Дяченко, Сергей Дяченко. Ведьмин род: Роман. – М.: Эксмо, 2020


#литература #роман #книги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (6845) от 19.01.2021 под заголовком «Выбор из двух зол».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?