Вспышка света. В манеже Малого Эрмитажа открылась уникальная выставка

Выставка «Упакованные грезы. Мода эпохи ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева» (18+) приурочена к столетию Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности, которая состоялась в Париже в 1925 году и положила начало стилю ар-деко.

Вспышка света. В манеже Малого Эрмитажа открылась уникальная выставка | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Пару лет назад в Москве, в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ, с успехом прошла выставка «Облаченная в роскошь. Женщина эпохи ар-деко». Там можно было увидеть туфли и платья 20‑х годов прошлого века из собрания Мустафаева, которые демонстрируются сейчас в Эрмитаже. Но Эрмитаж задал совсем другой контекст. Постановочная команда в лице куратора выставки Нины Тарасовой и художников Юрия Сучкова и Эмиля Капелюша создала выставку не о моде и гламуре, а о смене эпох, крушении прежнего мира, предчувствии катастрофы и мужестве жить, несмотря ни на что. О короткой драматической эпохе, которую часто называют «между двумя войнами».

После войны (тогда ее называли Великой, а не Первой мировой, потому что никто же не знал, что грядет Вторая) мир сильно изменился. Это не могло не отра­зиться на жизни общества — на психологии, взаимоотношениях полов, стиле эпохи и, конечно, моде. На руинах модерна возник новый стиль, получивший название ар-деко. Он был жестче модерна с его плавными изогнутыми линиями. В ар-деко преобладали геометрические линии и острые углы, контрасты черного и белого, новые материалы и технологии. Ему была свойст­венна роскошь декора при относительной простоте форм.

В оформлении выставочного зала использованы угловатые металлические конструкции, которые устремляются ввысь, напоминая о первых небоскребах, возвещая о приходе века машин, о техническом прогрессе. Машина, кстати, на выставке есть. Всего одна, но какая! Это Buick 44 из Музея техники Вадима Задорожного. Обтекаемые линии (стримлайн, характерный для ар-деко), блес­тящая металлическая фурнитура, сочетание глянцевого черного и оттенка слоновой кости…

Главные герои выставки — туфли 1920-х годов из собрания Назима Мустафаева. На выставке их около сотни. Мустафаев скромно называет себя не историком моды, а коллекционером. При этом он автор шести книг по истории обуви разных эпох, сделанных на материале коллекции. Одна из его книг посвящена моде эпохи ар-деко. Всего в коллекции Мустафаева 2500 экземпляров туфель. Увидеть их можно в созданном им виртуальном музее обуви.

Платья ар-деко коллекционер стал собирать в дополнение к туфлям, потому что его стали все чаще приглашать на выставки. Тогда жена Назима Мустафаева Елена сказала, что для выставок «нужна вертикаль» и туфли будут ­смотреться интереснее рядом с платьями. Так и есть.

В манеже Малого Эрмитажа сейчас царит полумрак. Яркий свет может повредить экспонатам — хрупким платьям из шифона, креп-сатина, креп-жоржета, шелка.

Платья эпохи ар-деко создавались для нового женского образа. В моду вошла женщина-гарсон: тоненькая, если не сказать худая, почти без форм, с мальчишеской фигурой. Можно задаться вопросом: почему именно женщина-мальчик? Ведь, казалось бы, после страшной войны, когда впервые применили оружие массового поражения и счет жертв пошел на миллионы, нужен был бум рождаемости — восстановить потери. Логично было бы предположить, что мода отреагировала бы на требование общества, предложив подчеркнуто женственные наряды. Однако сначала нужно было раскрепостить женщин. Новый образ возвещал о новой эпохе, которая привнесла эмансипацию, равноправие, свободу нравов.

Крой платьев был мешковатым, талия заниженной, а юбка укоротилась до колен — впервые за всю историю моды. Простота форм (преобладали платья-туники) компенсировалась сложным декором. Многодельные, тяжелые вышивки из бисера, стекляруса порой покрывали всю поверхность тонких тканей. В орнаментах часто можно узнать мотивы искусства Древнего Египта, ведь как раз тогда Говард Картер нашел гробницу Тутанхамона. В каких‑то моделях заметно влияние «Русских сезонов» Сергея Дягилева — оно было колоссальным, отразившись в работах многих модельеров того времени. Среди платьев из коллекции Мустафаева есть работы знаменитых модельеров — Поля Пуаре, Жанны Ланвен, Люсьена Лелонга, Эдварда Молине. На выставке присутствуют два платья от Мариано Фортуни. Они не вписываются в общий тренд, но прекрасны. Рядом с типичным для Фортуни плиссированным платьем-дельфос, напоминающим об Античности, выставлено платье «Элеонора» из окрашенного вручную серо-зеленого шелкового бархата с набивным узором. К нему — туфли в тон. Эти модели можно было видеть на выставке «Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции», которая прошла в 2016 году. Коллега-театровед предположил, что Фортуни назвал платье в честь великой итальянской актрисы Элеоноры Дузе. Действительно, Дузе жила тогда в Венеции и с Фортуни была хорошо знакома.

По словам Нины Тарасовой, платья на выставке сгруппированы по принципу от светлых к все более темным — от дня к ночи, от света к тьме. Концепцию выставки лучше всего выражает цитата Жана Кокто: «То, что казалось золотым веком, было лишь краткой вспышкой света перед надвигающейся тьмой».

На стенде — хроника главных событий двадцатых — тридцатых годов, созданная Молодежным образовательным центром Эрмитажа. 1929 год — биржевой крах и Великая депрессия в США. 1933‑й — приход фашистов к влас­ти в Германии…

Но люди в большинстве своем стараются не думать о плохом. В финале экспозиции мы видим вращающиеся зеркала и небольшие эстрады с нотами и джазовыми инструментами. Вот сейчас музыканты вернутся, займут свои места, кто‑то крикнет: «Маэстро, урежьте марш!», грянет музыка, и все ринутся в пляс. Фокстрот, чарльстон, танго. Стучат целлулоидные каблучки, отделанные пайетками, блестками, искусственными камнями. И лихорадочно шепчешь вслед за героями романа «Великий Гэтсби»: «Живешь ведь только раз, только раз!».

Выставка продлится до 7 сентября.

Читайте также:

Михаил Пиотровский: Сейчас в разных точках мира вспыхивают конфликты. В воронки этих конфликтов попадают памятники

В Эрмитаже завершилась реставрация кубка из горного хрусталя


#культура #Эрмитаж #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7907) от 15.05.2025 под заголовком «Вспышка света».


Комментарии