Все в одной лодке. В Петербурге открылась выставка «Автопортрет. Во времени и в пространстве»
Выставка (0+) московской художницы Марии Кулагиной работает в Музее искусства Петербурга ХХ — XXI веков.

ФОТО АВТОРА
«Я хотела назвать свою выставку «Автопортрет». Потому что действительно любая работа, которую я делаю, автопортретна», — говорит художница.
Какие грани себя она представляет петербургскому зрителю? Прежде всего и больше всего — человека-творца, под руками которого оживают самые неожиданные материалы: картон, гипс, фанера, доски, проволока… Демиурга, взламывающего плоскость холста. Ибо любое изображение у Кулагиной обретает трехмерность, выходит из берегов. Даже если речь идет о простом «Натюрморте с синим чайником» или «Натюрморте с красками». Рамы, которые автор накладывает поверх композиций, не сковывают их. Они нужны не для того, чтобы обозначить границы, а для того, чтобы подчеркнуть их условность.
Техника, в которой работает художница, необычна. Сама Кулагина называет ее «скульптурной живописью» или «живописной скульптурой». Это может быть более или менее высокий рельеф или полностью объемная композиция, где краски не создают воображаемое художественное пространство, а подчеркивают реальную форму, заостряют игру теней.
Однако все эти эксперименты выстраиваются на мощном фундаменте классического искусства, мирового наследия. Есть и впрямую разыгранные мифологические и библейские сюжеты: «Икар», «Ангел входящий». А вот «Благовещение» Кулагина трактует по‑своему. Крылатый вестник приходит у нее не к Богоматери, а к художнику, который в ужасе закрывает лицо руками. При взгляде на этот диптих вспоминаются не слова молитвы «Радуйся, Благодатная!», а евангельское: «И тебе самой оружие пройдет душу». Это честное напоминание о сути творчества — призвании, которое может подарить радость, чувство единения с миром, а может и не поместиться в человеке, измучить и изломать его своей огромностью.
Самая большая композиция на выставке называется «Путь». И это попытка автора рассказать о своем мироощущении. Люди теснятся в лодке, плывущей по реке времени. Сам поток обозначен выложенной на полу лентой эскизов и набросков, а челн трехмерен. Кто‑то пытается править им, кто‑то стремится его покинуть, вырваться на свободу, но человек в красном сдерживает этот порыв. Где‑то за спинами плывущих видны другие лодки. А впереди их встречает «Человек на рыбе» — умиротворенный, уже никуда не спешащий ловец… кого? Возможно, душ человеческих.
«Бедные, смешные люди. Мы все. И все — в одной лодке… Это некая ось времени, которая проходила через Средние века и будет дальше. Ничего в жизни не изменилось. Мы‑то думали, что сейчас все будет по‑другому, а видимо, будет и дальше так же», — комментирует эту работу сама Кулагина.
Конечно, на ум тут же приходит цитата из Библии: «Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Это не только о том, что все повторяется, но и о том, что за любым концом всегда следует новое начало. О цикличности и бесконечности жизни. О вечных вопросах про смысл бытия, ответ на которые у Марии Кулагиной один — творчество. И неважно, идет ли речь об изобразительном искусстве, музыке (на выставке есть замечательная композиция «Дирижер. Музыка города») или строительстве (смотри рельеф «Созидание»). Главное — ощутить дуновение вдохновения. И, если повезет, воспарить, как тот самый дирижер.
Читайте также:
В Союзе художников открылась ежегодная выставка «Молодость Петербурга»
Поэзия в чемодане. В Петербурге открылась выставка «Почему, почему я лучше всех?»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7899) от 29.04.2025 под заголовком «Все в одной лодке».
Комментарии