Время прощания. В прокат вышел фильм Франсуа Озона «Все прошло хорошо»
В прокат вышел фильм Франсуа Озона «Все прошло хорошо» — о добровольном уходе из жизни тяжело больного человека, который решился на эвтаназию.
Фото: Pixabay
Фильм основан на реальной истории Эммануэль Бернхайм, сценаристки, с которой режиссер работал над картинами «Под песком», «Бассейн», «5 х 2». Ее документальный роман, который тоже называется «Все прошло хорошо», повествует о несчастье с отцом — его разбил инсульт. Не желая жить парализованным, беспомощным, унизительно зависимым от других, он обратился к дочери с просьбой помочь ему умереть.
Во Франции эвтаназия вне закона. Зато в соседней Швейцарии она разрешена с 1941 года. Как мы понимаем, самая большая сложность предприятия не в том, чтобы перевезти престарелого больного человека в другую страну. И не в том, чтобы найти деньги (а стоит процедура что‑то около десяти тысяч евро) и оформить кучу бумаг. Но помочь родному отцу умереть — как решиться на такое? Ведь принято считать, что всегда остается надежда: медики помогут, организм найдет скрытые ресурсы, случится чудо…
Происходящее описано без истерики и сильных эмоций, без патетики и сентиментальности. В главной роли — известный французский актер Андре Дюссолье. Его герой не вызывает особой симпатии — капризный избалованный богатый старик, который испортил жизнь своей жене (постаревшая, но все еще прекрасная Шарлотта Рэмплинг, любимая актриса Озона). И чуть было не испортил старшей дочери Эммануэль (Софи Марсо).
Прелестной девочке Софи, вошедшей в кино подростком в фильмах «Бум» и «Бум-2», недавно исполнилось 55. Ее красота в фильме как бы стерта, она предстает в самой простой одежде, почти без макияжа. В общем — никакого гламура. Так же скупо она играет. В одном из интервью Марсо рассказала, что Озон требовал не выставлять эмоции напоказ, переживать все внутри. И все же переживания порой прорываются наружу.
Именно ее, Эммануэль, а не Паскаль, вторую дочь, отец избрал, чтобы попросить о помощи — он хочет умереть. О том, как потом с этой тяжестью на сердце будет жить Эммануэль, отец не думает.
Любит ли его дочь? Сложный вопрос. Флешбэки рисуют не очень приглядную картину — папаша, эстет и сноб, смотрит на свою полненькую дочь, которая ест плюшку, с брезгливостью: «Опять жрешь!». Взрослая Эммануэль не носится с «психологической травмой» и отца, судя по всему, простила. Она взваливает на себя эту ношу (добровольный уход из жизни еще надо организовать, рискуя сесть в тюрьму, ведь это преступление по законам Франции). Если это не дочерняя любовь, то что же?
Озон не дает ответа на вопрос об эвтаназии — гуманно или преступно, разрешить или продолжать запрещать. Нет в фильме и отсылок к религии, согласно которой самоубийство, даже чужими руками, — смертный грех. Есть только один эпизод — когда санитар, сопровождающий главного героя в Швейцарию, узнает о цели поездки и отказывается ехать дальше. «Я мусульманин. Моя религия это запрещает», — говорит он. Потом спрашивает разбитого инсультом полупарализованного старика: «Почему вы хотите сделать это? Ведь жизнь так прекрасна!». Тот не удостаивает его ответом, лишь усмехается.
Есть у Озона и доктор Смерть — в женском обличье. В этой роли мы видим Ханну Шигуллу (поклон Франсуа Озона любимому Райнеру Вернеру Фассбиндеру, чьей музой была немецкая актриса). Она постарела, располнела, но это знаменитое лицо в форме сердца все также завораживает. Мягко, ласково, очень подробно ее героиня рассказывает дочерям, как именно произойдет комфортабельный уход из жизни за десять тысяч евро. Эта женщина много лет была судьей, о чем упоминает. Теперь, выйдя на пенсию, не сидит без дела, а помогает людям умереть, как высший судия…
В последнее время режиссеры довольно часто размышляют в своих фильмах о старении, деменции, эвтаназии. Почему? Возможно, дело в том, что люди стали жить дольше. Но медицина, успехи которой продлили человеку время жизни, не всесильна. Она не может избавить от болезней и сопутствующих им страданий, порой невыносимых и для больного, и для его близких.
В 2011 году английский режиссер Филиппа Ллойд сняла фильм «Железная леди» о Маргарет Тэтчер, показав и ее последние годы, когда она стала терять память. Фильм вызвал лавину упреков, ведь он вышел еще при жизни госпожи Тэтчер. А Мэрил Стрип, сыгравшая главную роль, в интервью заявила: «Деменция — часть жизни. Половина семей, если не больше, сталкиваются с этим».
Можно вспомнить и «Любовь» Михаэля Ханеке с Жан-Луи Трентиньяном и Эммануэль Рива (2012) — о семейной паре, прожившей в любви и согласии много лет и умершей в один день. Потому что муж, который долго ухаживал за женой, заболевшей Альцгеймером, был не в силах смотреть на страшные превращения любимой женщины. Он покончил с ней, а потом и с собой.
Как примириться с распадом личности близкого человека и облегчить ему страшную болезнь, учит фильм Ричарда Глэтцера и Уоша Уэстморленда «Все еще Элис» с Джулианной Мур, блестяще показавший, как умнейшая женщина в расцвете сил становится беспомощным ребенком. То же самое происходит с героем Энтони Хопкинса в фильме Флориана Зеллера «Отец». За роль теряющего память старика, глазами которого мы видим, как привычный мирок распадается на куски, актер получил «Оскар».
Самой, может быть, известной из перечисленных картин была драма Барри Левинсона «Вы не знаете Джека» (2010) — о докторе Джеке Кеворкяне, который нарушил клятву Гиппократа и стал помогать страдающим людям уходить из жизни. Среди его клиентов была и женщина, больная Альцгеймером. Вполне еще молодая по нынешним меркам, ей не больше 60, она прекрасно выглядит, но память ее ускользает. Женщина пришла с мужем, желая распорядиться своей жизнью, пока еще в состоянии принимать решения. Она хочет умереть с достоинством.
Имеет ли человек право на это? По-моему, Франсуа Озон, избегая деклараций, дискуссий, тем более морализаторства, отвечает на этот вопрос утвердительно.
И хорошо, если будет много желающих с ним поспорить.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (7097) от 27.01.2022 под заголовком «Время прощания».
Комментарии