Возвращение Савла в просвет

На свое место в Малом итальянском просвете Нового Эрмитажа вернулось после реставрации полотно крупнейшего венецианского живописца XVI века Паоло Веронезе «Обращение Савла». Оно занимает центральное место в зале, бросается в глаза.

Возвращение Савла в просвет  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский называет эту картину одной из главных в музее. А каждое ее передвижение - событием.

- Картина не просто изумительно красивая, она знаковая, всегда была в Эрмитаже одним из обязательных пунктов экскурсий. На протяжении многих лет, когда страна жила в религиозной безграмотности, возле этой картины много раз в течение дня объяснялось главное, что есть в христианской истории.

Сюжет масштабного полотна, написанного около 1570 года, взят из «Деяний апостолов» и повествует о безжалостном Савле. На пути в Дамаск, где он должен был возглавить гонения на христиан, Савл был повержен на землю, ослеплен ярким лучом света, в затем услышал обращенный к нему Божий глас. Уверовав, Савл принял крещение с именем Павел и стал апостолом.

У этой картины богатая история. Полотно происходит из знаменитой венецианской галереи графов Видман, описана еще в 1648 году первым биографом Веронезе. Когда графы Видман решили расстаться со своей галереей, на «Обращение Савла» претендовали самые крупные коллекционеры Европы, за нее сражались Медичи и герцог Гонзаго. В итоге она ушла в галерею Гонзаго. Это была самая дорогая картина в галерее графов Видман, она оценивалась в тысячу дукатов. После смерти последнего герцога Гонзаго она перешла к его наследникам, меняла владельцев, пока ее не купил первый премьер-министр Великобритании Роберт Уолпол. Вместе с собранием Уолпола эта картина поступила в Эрмитаж.

- Признаюсь, когда принималось решение реставрировать «Обращение Савла», я не очень это поддерживал, - вспоминает Михаил Пиотровский - Прекрасная картина, внешне в отличном состоянии, зачем ее подвергать реставрационным операциям? Реставрация, как косметическая хирургия, с ней надо обращаться осторожно. Прежде чем за нее браться, стоит десять раз задуматься.

Комиссия приняла решение: реставрировать надо. Результат получился прекрасный. Картина чуть изменилась, стала более «говорящей». В то же время она не похожа на написанную вчера. Все сделано так, как должно быть в традициях эрмитажной реставрации.

Над картиной в течение двух лет работали три художника-реставратора. Как рассказывает один из них заведующий лабораторией реставрации станковой живописи Эрмитажа Виктор Коробов, к принятию решений они подходили взвешенно. Имея возможность видеть произведения Веронезе в других музеях, специалисты отмечали яркую палитру, отсутствовавшую в эрмитажной картине.

Пробные раскрытия не дали достаточной информации. Постепенно, слой за слоем реставраторы продвигались в глубь полотна, пока не достигли лака ХIХ века, который значительно потемнел. В его слоях было много темных прописок. Слой за слоем их убрали. В результате из темной массы проступали незаметные до реставрации детали и цветовая гамма: зелень деревьев, полутона и тени на фигуре гнедого коня, сверкающие шлемы, панцири и звенья кольчуг воинов, продолжение луча божественного света, нацелившегося в голову поверженного Савла...

Если приглядеться, можно увидеть, что некоторые фигуры на картине справа обрезаны. Это произошло еще тогда, когда картина находилась в Венеции в собрании графов Видман. Благодаря реставрации удалось найти отпечаток оригинального подрамника. Было установлено, что полотно обрезано на 40 см.

Ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Ирина Артемьева говорит, что реставрация полотна Веронезе - событие не только для Эрмитажа, но и для мирового искусствознания. Эта картина мало знакома зарубежным историкам искусства, не все в состоянии добраться до Петербурга.

Для Эрмитажа в последние годы это не первый случай, когда картины такого уровня возвращаются в экспозицию после реставрации. Таким же образом вернулись два полотна в зал Тициана.

#Веронезе #«Обращение Савла» #Эрмитаж

Комментарии