Возвращение к бумаге. В «Бенуа 1890» открылся весенний сезон
Весенний сезон открылся в общественном пространстве «Бенуа 1890». Что там показывают, изменились ли планы на будущее, обозревателю Вадиму МИХАЙЛОВУ рассказала Анастасия ПРОНИНА, куратор выставочного проекта Benua art garden.

ФОТО АВТОРА
— Вы назвали нынешний весенний сезон детским…
— Если быть совсем точной — для детей, больших и маленьких. По их многочисленным просьбам воссоздана (теперь в цвете) инсталляция «120 Му». Уличный художник, выступающий под псевдонимом Турбен, нарисовал 120 коров на внутренней стене бывшей силосной башни совхоза «Лесное», построенной в 1950‑х годах. Сценограф Анна Мартыненко записала мычание. Это произведение напоминает о 120 коровах, которые жили до Октябрьской революции на образцовой Лесной ферме Юлия Бенуа. Сейчас коровник отреставрирован и является частью общественного пространства «Бенуа 1890». Там мы показываем выставку Турбена «Добро пожаловать в джунгли». На самом деле это добрая, наивная живопись. Художник сознательно отказывается от обучения в любых институтах, стремясь сохранить свою самобытность.
— Это для больших детей. А что вы подготовили для маленьких?
— Мы пригласили молодую петербургскую уличную художницу, работающую под псевдонимом Влада MV picture. В прошлом году она сделала роспись шатра для инклюзивного циркового проекта.
По нашей просьбе Влада прочитала четыре изданные нами книжки о волшебной стране Бенуарии и создала из пластилина на металлическом каркасе тех персонажей, которые показались ей интересными. Мы разместили их на стенах зданий и на деревьях. Знакомство с волшебником Трюфелем, Плаксой, Мырмышем и другими составило детскую интерактивную выставку-квест «Волшебство рядом». Можно начинать с любой точки Сада Бенуа, самостоятельно пройти маршрут. А потом в здании Дачи Бенуа ответить на простые вопросы.
— Например?
— Какого цвета шляпа у волшебника Трюфеля? Вы обратили внимание?
— Нет.
— А дети четко запоминают, что желтого. Это говорит о том, что квест им нравится, он им интересен. Думаю, что продлим его до лета. Выяснилось, что муниципальной детской площади, расположенной на территории сада, для маленьких местных жителей недостаточно. Они готовы участвовать в нашей игре.
— Зато я заметил, что исчез дракон, который собирался долететь до Мырмыша.
— Банальный вандализм. Кто‑то позарился на вещь, которую невозможно нигде применить. Придется просить художницу сделать нового дракона.
— Вы сказали, что квест продлится до лета. А дальше?
— Мы хотим отрыть летний сезон еще во второй половине мая, чтобы произведения, созданные для него, простояли на открытом воздухе полных три летних месяца. Мы договорились с Академией им. А. Штиглица о создании студентами объектов на тему книги. Выставка имеет рабочее название «Страницы — идеи, мысль, бумага». У студентов, понятное дело, немного возможностей реализовать свои идеи, мы предоставим им гранты на реализацию проектов. В ближайшее время будет объявлен грантовый конкурс.
— Но бумажная книга — это же уходящая натура?
— Ой, не скажите. Из общения с сотрудниками современных библиотек, реконструированных по большой городской программе, например, ШКАФа, о котором ваша газета сообщала, я сделала вывод, что происходит постепенный возврат к бумажному носителю. Молодежь сначала приходит в библиотеки, чтобы воспользоваться Интернетом, поработать в коворкинге. И начинает брать книги. Насколько мне известно, то же самое происходит в крупных московских городских библиотеках.
Кроме того, высказаться на тему «Книга» мы пригласили Алексея Луку, известного московского художника, работающего в паблик-арте. Возможно, зрители помнят его работу «Я дома» лета 2020 года — роспись площадки для стритбола на острове Новая Голландия.
Для нас Лука готовит серию малых архитектурных форм. На днях я получила эскизы, сейчас мы их обсуждаем. Возможно, Алексей в чем‑то поможет студентам. Для них общение с художником, практикующим в общественных пространствах, станет полезным опытом.
— Времени на создание произведений, чтобы расставить их к середине мая, остается совсем мало.
— Будет примерно месяц с небольшим. Нас ограничивают сугробы, сад из‑за проблем с мелиорацией может не просохнуть. Даже после малоснежных зим газон сохнет медленно. Впрочем, это рабочая ситуация для искусства в общественных пространствах. Гораздо больше меня беспокоят растущие цены на материалы.
— Как зависят ваши планы от нынешней ситуации?
— Benua art garden как выставочное пространство продолжает работу, все наши партнeрские соглашения остаются в силе. Мы изначально ориентированы на показ молодого петербургского искусства. Академия им. Штиглица — учебное заведение, которое не может остановить учебный процесс. Проект «Книга» — часть учебного процесса, даже если формально он не входит в учебные планы.
Как куратор проектов паблик-арта, создаваемых для большого количества самой разной публики, я считаю, что наша работа не должна прерываться ни на один день. Мы не имеем права складывать руки. Жизнь продолжается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7125) от 10.03.2022 под заголовком «Возвращение к бумаге».
Комментарии