Вот идет Ашшурбанипал. Памятники ассирийского искусства представили в Малом Эрмитаже

В манеже Малого Эрмитажа этой зимой гостят памятники ассирийского искусства из Британского музея.

Вот идет Ашшурбанипал. Памятники ассирийского искусства представили в Малом Эрмитаже | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Я воздвиг там мой царский дворец» - так называется выставка. Название - цитата, строка из царской надписи Ашшурнацирапала II (правил с 884 по 859 гг. до н. э.). А вся экспозиция в целом напоминает книгу с удивительными в своей подробности иллюстрациями. Или даже библиотеку. Ту самую, легендарную, собранную Ашшурбанипалом - крупнейшую из сохранившихся библиотек древнего мира. Посетитель может помедитировать над клинописными табличками, осмыслить фрагменты их переводов, проникнуться заботами ассирийских царей, всмотреться в рельефы со сценами охоты и битв.

Выставка построена очень просто. Здесь нет ничего лишнего, никаких отвлекающих внимание затей. Кирпичные своды манежа, темно-серые ширмы, приглушенный свет, тихая музыка - все это фон, обрамление для экспонатов, каждый из которых - отдельная история.

Вот, например, ассирийская кавалерия и пешие солдаты преследуют арабское войско. Арабы сидят на верблюдах по двое: один правит животным, другой пускает стрелы в преследователей. Впрочем, финал предрешен, им не уйти от грозного противника.

А вот армия Ашшурбанипала осаждает Хаману (царский город страны Элам). Солдаты взбираются на стены по осадным лестницам, прикрываются щитами от стрел, отчаявшиеся эламиты прыгают в воду и тонут в реке, по которой плывут вместе трупы людей и рыбы...

Среди изображений можно обнаружить и морской пейзаж, и лица царей, и фигуры духов-защитников, и умирающего от ассирийской стрелы льва, и даже льва прирученного, послушно шествующего за музыкантами...

Эти рельефы - все, что осталось от некогда роскошных дворцов: стены, сложенные из необожженного кирпича, разрушились; каменные украшения сохранились на века. Благодаря им известно сегодня о древней Ассирии, которая в IX - VII веках до н. э. представляла собой самую мощную политическую силу эпохи.

Как рассказывает куратор выставки ученый секретарь Эрмитажа Марьям Дандамаева: «Сердцем державы была собственно Ассирия - государство на севере современного Ирака, но ассирийские цари завоевали множество стран на территории современных Сирии и Турции, покорили Вавилон, захватили часть Египта, дошли до западных границ современного Ирана».

Каждый ассирийский царь стремился увенчать военные победы строительством собственного дворца. И увековечить свои победы в текстах и изображениях. Многие из них свидетельствуют о разрушениях и жестокости к врагам. Но есть и другие, повествующие о деятельности созидательной. Так, штампованные надписи на кирпичах из дворца Синаххериба сообщают: «Синнахериб, великий царь, могучий царь, царь Вселенной, царь Ассирии, построил заново внутреннюю и внешнюю стены Ниневии и возвел их высокими, как горы».

Выставка производит сильное впечатление. Далеко не все представленные здесь артефакты велики по размеру, но практически все несомненно монументальны. Несмотря на обилие мелких деталей, рельефы и скульптура выглядят величественно. От них исходит ощущение холодной силы, жестокой мощи. И та отстраненность, с которой кураторы представляют древнее искусство, оборачивается благом. Она позволяет по достоинству оценить не только могущество ассирийских владык, но и искусство их безымянных мастеров.

Последняя часть экспозиции посвящена истории открытия ассирийских памятников - чрезвычайно увлекательной, полной неожиданных поворотов. И это хороший финал, возвращающий зрителей из глубин прошлого в новое время, более легкомысленное и, хочется верить, более человечное.

#выставка #музей #Эрмитаж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6590) от 17.12.2019 под заголовком «Вот идет Ашшурбанипал».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?