Судьба одного шедевра. Скульптуру «Виктория Кальватоне» представили в Эрмитаже

В Римском дворике Нового Эрмитажа открылась долгожданная выставка «Виктория Кальватоне: судьба одного шедевра», которая представила совместную работу главного российского музея и Государственных музеев Берлина, продолжающих сотрудничество двух стран по программе «Петербургский диалог».

Судьба одного шедевра. Скульптуру «Виктория Кальватоне» представили в Эрмитаже | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Это наш общий праздник музейной солидарности и музейной науки, блестящий пример работы в трудных внешних условиях. Ученые должны изучать, а публика - видеть шедевры. Все остальное второстепенно», - этими словами, сказанными на вернисаже, Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, еще раз напомнил свою позицию по так называемому перемещенному искусству.

Сложная история скульптуры началась в 1836 году, когда в селении Кальватоне (отсюда название произведения) на севере Италии были обнаружены три фрагмента позолоченной бронзовой статуи - голова, правая часть тела и шар-опора с посвятительной надписью: «Победе двух императоров Антония и Вера...». Первые исследователи предположили, что это изображение Виктории - богини победы. Императоры - Марк Аврелий Антонин и Луций Вер правили вместе в 161 - 169 годах н. э., поэтому не возникло проблем с датировкой редкого образца античной бронзы. На звериную шкуру в одежде скульптуры - атрибут Дианы, богини охоты - тогда не обратили внимания.

В начале 1840-х годов скульптура была продана в Германию и вошла в собрание Королевского прусского музея (ныне - Государственные музеи Берлина). Но возникли сложности с экспонированием, а на реставрацию смотрели проще: недостающие части тела дополнили, отлив из латуни. А заодно приделали тяжелые, примерно по 15 кг, крылья. Как показали современные исследования, пришлось вторгаться в античный железный каркас скульптуры. Не позднее 1846 года, о чем свидетельствуют каталоги того времени, с Виктории сняли слепки для изготовления копий. Недавно внутри скульптуры нашли следы мела. В 1906 году по заказу Ивана Цветаева была сделана копия, она находится в постоянной экспозиции ГМИИ им. Пушкина.

Но вернемся к оригиналу. В отреставрированном виде Виктория была выставлена в берлинском музее, первая известная открытка с ее изображением относится к 1867 году. Потом было несколько десятилетий спокойного существования. Вторая мировая война все изменила, в 1939 году музей был закрыт, в начале 1945-го скульптуру перенесли в подвальное помещение, где ее стоящей по щиколотку в воде нашли бойцы Красной армии. Вероятно, при Виктории не было никаких документов и таблички с инвентарным номером. В таком виде ее отправили в СССР в одном из «трофейных» эшелонов. В «спецхране» Эрмитажа она долгие годы числилась как произведение западноевропейского искусства.

Новая жизнь скульптуры началась несколько лет назад, когда Россия и Германия договорились о принципах введения в научный оборот подобных памятников. В 2016 году Виктория попала в заботливые руки Игоря Малкиеля, заведующего лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Эрмитажа, и его коллег. Три года велись исследования неразрушающими методами на самых современных приборах, включая электронный микроскоп и видеоэндоскоп высокого разрешения. Эта работа позволила восстановить всю последовательность реставрации скульптуры в XIX веке. Одновременно проводились поиски в архивах России и Германии, которые позволили воссоздать биографию скульптуры с 1836 года до наших дней.

Результатом всех работ, который Пиотровский назвал блестящим, стала выставка в Римском дворике. Кроме самой виновницы торжества здесь собрано еще 60 произведений о том, как древние люди изображали богиню победы на резных камнях, монетах, в керамике и даже на золотом погребальном венке. Почетное место рядом с Викторией занимают бюсты императоров Антония и Вера. Римский дворик - угловой зал Нового Эрмитажа, куда сходятся две анфилады, представляющие античное искусство. Виктория эффектно замыкает обе перспективы. Возможно, она останется там и после 8 марта 2020 года, когда завершится остальная часть выставки.

Но история Виктории Кальватоне может иметь продолжение. Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Игорь Малкиель, в 2019 году внутри одного из крыльев с помощью эндоскопа была обнаружена дата «1844». В том же году скульптор Христиан Раух создал на заводе в городе Лауххамер две статуи для колонн Славы на Конногвардейском бульваре в Петербурге. Крылья этих статуй и крылья Виктории похожи. Завод существует, надо поискать, может, сохранились формы для отливки крыльев.

#Эрмитаж #выставка #музей #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6589) от 16.12.2019 под заголовком «Это общая Виктория».


Комментарии