Вот идет Ашшурбанипал. Памятники ассирийского искусства представили в Малом Эрмитаже
В манеже Малого Эрмитажа этой зимой гостят памятники ассирийского искусства из Британского музея.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
«Я воздвиг там мой царский дворец» - так называется выставка. Название - цитата, строка из царской надписи Ашшурнацирапала II (правил с 884 по 859 гг. до н. э.). А вся экспозиция в целом напоминает книгу с удивительными в своей подробности иллюстрациями. Или даже библиотеку. Ту самую, легендарную, собранную Ашшурбанипалом - крупнейшую из сохранившихся библиотек древнего мира. Посетитель может помедитировать над клинописными табличками, осмыслить фрагменты их переводов, проникнуться заботами ассирийских царей, всмотреться в рельефы со сценами охоты и битв.
Выставка построена очень просто. Здесь нет ничего лишнего, никаких отвлекающих внимание затей. Кирпичные своды манежа, темно-серые ширмы, приглушенный свет, тихая музыка - все это фон, обрамление для экспонатов, каждый из которых - отдельная история.
Вот, например, ассирийская кавалерия и пешие солдаты преследуют арабское войско. Арабы сидят на верблюдах по двое: один правит животным, другой пускает стрелы в преследователей. Впрочем, финал предрешен, им не уйти от грозного противника.
А вот армия Ашшурбанипала осаждает Хаману (царский город страны Элам). Солдаты взбираются на стены по осадным лестницам, прикрываются щитами от стрел, отчаявшиеся эламиты прыгают в воду и тонут в реке, по которой плывут вместе трупы людей и рыбы...
Среди изображений можно обнаружить и морской пейзаж, и лица царей, и фигуры духов-защитников, и умирающего от ассирийской стрелы льва, и даже льва прирученного, послушно шествующего за музыкантами...
Эти рельефы - все, что осталось от некогда роскошных дворцов: стены, сложенные из необожженного кирпича, разрушились; каменные украшения сохранились на века. Благодаря им известно сегодня о древней Ассирии, которая в IX - VII веках до н. э. представляла собой самую мощную политическую силу эпохи.
Как рассказывает куратор выставки ученый секретарь Эрмитажа Марьям Дандамаева: «Сердцем державы была собственно Ассирия - государство на севере современного Ирака, но ассирийские цари завоевали множество стран на территории современных Сирии и Турции, покорили Вавилон, захватили часть Египта, дошли до западных границ современного Ирана».
Каждый ассирийский царь стремился увенчать военные победы строительством собственного дворца. И увековечить свои победы в текстах и изображениях. Многие из них свидетельствуют о разрушениях и жестокости к врагам. Но есть и другие, повествующие о деятельности созидательной. Так, штампованные надписи на кирпичах из дворца Синаххериба сообщают: «Синнахериб, великий царь, могучий царь, царь Вселенной, царь Ассирии, построил заново внутреннюю и внешнюю стены Ниневии и возвел их высокими, как горы».
Выставка производит сильное впечатление. Далеко не все представленные здесь артефакты велики по размеру, но практически все несомненно монументальны. Несмотря на обилие мелких деталей, рельефы и скульптура выглядят величественно. От них исходит ощущение холодной силы, жестокой мощи. И та отстраненность, с которой кураторы представляют древнее искусство, оборачивается благом. Она позволяет по достоинству оценить не только могущество ассирийских владык, но и искусство их безымянных мастеров.
Последняя часть экспозиции посвящена истории открытия ассирийских памятников - чрезвычайно увлекательной, полной неожиданных поворотов. И это хороший финал, возвращающий зрителей из глубин прошлого в новое время, более легкомысленное и, хочется верить, более человечное.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (6590) от 17.12.2019 под заголовком «Вот идет Ашшурбанипал».
Комментарии