Восходящее солнце на Северо-Западе
Всю прошлую неделю в киноцентре «Родина» крутили японское кино на языке оригинала - каждый день по фильму. А завтра во дворце Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41) будет представлена программа под названием «География традиций»: в первом отделении произведение Брамса исполнят пианист из Японии лауреат международных конкурсов Коки Куроива с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, во втором прозвучит симфония современного японского композитора Такаси Йосимацу. Таким образом организаторы проекта - Санкт-Петербургский дом музыки и Японская федерация музыкантов - решили предвосхитить масштабную культурную программу наступающего, 2018-го, который, по решению лидеров двух стран, станет перекрестным Годом России в Японии и Японии в России.

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com
- Запланировано, что официальное совместное открытие перекрестного Года пройдет 26 мая в Москве, ожидается, что премьер-министр Синдзо Абэ будет на нем присутствовать, - сообщил в ходе недавнего брифинга генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Масанори Фукусима. - Программа перекрестного Года пока находится в стадии обсуждения. Но уже ясно, что она будет обширной и включит в себя разнообразные театральные, музыкальные, художественные, исторические, культурные, научные мероприятия.
Генеральный консул отметил: отношения между Россией и Японией в последние годы развиваются очень успешно. С ним солидарен и художественный руководитель Санкт-Петербургского дома музыки народный артист России Сергей Ролдугин:
- Для нас очень важно участвовать именно в этом перекрестном Году. Мы знаем: Япония - это всегда качество, очень интересное содержание и привлекательные идеи. Поэтому мы с удовольствием включились в подготовку программы перекрестного Года.
Выбрать одно произведение из огромного количества очень качественной японской музыки для представления Петербургу в преддверии перекрестного Года было, по словам Ролдугина, очень непросто.
Пригласить молодого пианиста Куроиву Санкт-Петербургскому дому музыки порекомендовала Федерация концертных исполнителей Японии - авторитетная организация, объединяющая под своим крылом 879 музыкантов и учреждений классической музыки Страны восходящего солнца.
Хорошие отношения с японскими музыкантами у северной столицы сложились давно. В 2014 году их выступления с успехом прошли в Петербурге, после чего наши исполнители поехали с концертами в Японию. Эти музыкальные связи Сергей Ролдугин называет логичными:
- В национальной мелодике наших стран очень много общих лирических мест, понятных как японцам, так и русским. Если послушать народные японские песни, можно уловить интонации, которые очень близки нам. Я знаю, что в Японии искренне любят Чайковского.
По словам Ролдугина, талантливость произведения - единый параметр для всей музыки, но составляющие гениальности могут быть окрашены в национальный цвет.
- Безусловно, очень ценны «витамины» каждой национальной музыки, которые вкладываются в общую копилку мировой культуры. Одну из лучших испанских музык написали Глинка, Глазунов в «Раймонде», Чайковский сочинил замечательную итальянскую польку... Но, к сожалению, русские композиторы не писали по-японски, и вообще японский сегмент очень редкий.
Ежегодно Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге проводит в нашем городе более ста разноплановых культурных мероприятий. На протяжении многих лет в северной столице проходят крупные фестивали «Японская весна» и «Японская осень», вызывающие неизменный интерес у петербуржцев. Зал во время показа фильмов прошедшего фестиваля японского кино в киноцентре «Родина» был полон. Японской культурой в нашем городе интересуются не только многочисленные востоковеды северной столицы, но и широкая публика.
С ответной программой в рамках проекта «География традиций» от Дома музыки в марте 2018 года в Токио отправится молодой скрипач лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского Павел Милюков. Он будет играть с Токийским оркестром.
КСТАТИ
Петербург является первым городом в мире, где началось обучение японскому языку: в 1705 году по приказу Петра I в городе открыли первый класс японского языка при Навигационно-математической школе, позже были составлены учебные пособия и первый славяно-японский словарь. Систематическое изучение японского языка началось в Петербурге в 1870 году.
Партнерские отношения Петербурга и Осаки установлены в 1979 году (в 2019-м будет отмечаться 40-летие побратимства).
Программа петербургской части перекрестного Года России и Японии до конца 2017-го будет размещена на сайте комитета по внешним связям.
Материалы рубрики
Летнее обновление. Какие законы вступят в силу в июне?
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии