Вопрос на засыпку

Самое удивительное в новой телепрограмме про русский язык «Мы - грамотеи!» - то, что она появилась на телеканале «Культура» именно сейчас, в конце 2017 года.

Вопрос на засыпку  | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Думаю, внимательные читатели уже обратили внимание на тире в названии новой передачи. Общеизвестно, что тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится, если подлежащее - личное местоимение. Правда, если очень хочется выделить сказуемое, возможна постановка так называемого авторского знака. Его поставил, например, Маяковский в «Стихах о советском паспорте»: «Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза». Сильно. Пафосно.

Вот на такой высокой ноте, с радостного заявления ведущего о «самой грамотной программе» дело и началось. Правда, чем дальше, тем больше пафос таял. И дело было вовсе не в детях. Новая телеигра оказалась вне времени, места, вне всего, что за последние десятилетия произошло с языком и нашим отношением к нему. Словно не читали авторы передачи книг Максима Кронгауза, Ирины Левонтиной, Ксении Турковой, многочисленных статей разных авторов в самых разных изданиях о проблемах современного языка и его преподавания, не удосужились посмотреть предшествовавшие телепередачи о языке, в том числе и выходившие на «Культуре».

Дети, участвующие в конкурсе, должны были определить значение устаревших слов: ланиты, рамена, кичка, зга. С «ланитами» разобрались, со всем остальным - полный зашквар, как, возможно, сказали участникам игры их одноклассники на выходе из студии. Так они говорят - извините. «Зашквариться» на современном жаргоне - испачкаться, опозориться. Конечно, замечательно, если старшеклассники знают, что «рамена» - плечи, а «кичка» - старинный женский головной убор. Хотя как-то не могу с ходу вспомнить, в каком тексте им эти слова могут встретиться. А главное, не могу понять, зачем это знание нужно.

Вот если бы участникам игры предложили вытащить из карманов телефоны и найти в любом словаре, на любом портале, посвященном языку, значение незнакомых слов - это было бы и нужно, и современно. Потому что прошли времена, когда задачей образования было напичкивание информацией. Сегодня важно научить искать ее, соотносить найденное в разных источниках. Можно было, конечно, поставить перед ними полку словарей, всяких разных, - и тогда победителем стал бы тот, кто быстрее нашел нужный в данном случае словарь, а в нем нужные слова. Но для современных детей привычнее искать в Интернете. Ну и на здоровье.

Кстати, если бы участники игры занялись поиском значения слов, то столкнулись бы с тем, что разные источники, например, слово «зга» из выражения «ни зги не видно» объясняют по-разному. В «Историко-этимологическом словаре» П. Я. Черных они прочитали бы, что обыкновенно это понимают как «ни стги - ни тропинки, ни стежки не видно». Заодно узнали бы слово «стёжка» - дорожка, тропинка. С этой «стёжкой» можно встретиться в народных песнях. Помните - «Позарастали стёжки-дорожки...» И тут же рядом в словаре - высокое книжное слово «стезя». А то значение, о котором радостно сообщил ведущий (зга - какая-то штучка на оглобле, которую в темноте не видно), - одно из предположений о значении слова. Думайте, дети, выбирайте, сопоставляйте - это и есть изучение родного языка.

То же самое выпадение из времени и целесообразности - со всеми заданиями. Конкурс «Вопрос на засыпку». Домашнее задание - придумать трудный вопрос для команды-соперника. Слушаю вопрос и обалдеваю: «Как называется перекрестное расположение смежных частей в двух параллельных предложениях?». Бедные дети в таком же, как и я, ступоре. Оказалось, это называется словом «хиазм». После передачи открыла словарь, где, конечно, было более простое определение, а главное - пример: «Автомедоны наши бойки, /Неутомимы наши тройки» (А. С. Пушкин) Теперь все понятно (автомедон - возница. - Прим. ред.), кроме все того же - зачем?

Был, конечно, и орфографический конкурс - как же без него... Надо было исправить ошибки в словах; кроссовки, контрибуция, эмпирический и фармацевт. С «кроссовками» справились все.

Не буду повторять про словарь и Интернет. Скажу о другом. О том, что намного целесообразнее, интереснее, а значит, продуктивнее изучать язык современный, тот, на котором сегодняшние школьники говорят и пишут, а уже от него, от реальных вопросов, продиктованных жизнью, двигаться вглубь, к языковым процессам, законам, к системе языка, сложившейся за долгие годы (века!) его существования.

А вопросы такие - на каждом шагу. Вот есть три написания: вай-фай, вайфай, ви-фи - какое правильное? Что больше соответствует нашей орфографии и почему? Каково точное значение популярнейшего сейчас слова «квест»? Как правильно ставить ударение в слове «заблокировать»?

Всякий опыт, в том числе и отрицательный, полезен. Если, конечно, попытаться его осмыслить. Мне кажется, что телепередача продемонстрировала несовременность традиционных для школы, но пока еще массовых подходов к изучению языка. Не потому ли уроки русского - из самых нелюбимых? И мучаются дети, как когда-то их родители, а раньше - дедушки и бабушки над тем же вопросом «зачем?», который постоянно возникал у меня во время передачи.

#телепрограмма #грамотность #методы обучения

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?