Вопрос на засыпку

Самое удивительное в новой телепрограмме про русский язык «Мы - грамотеи!» - то, что она появилась на телеканале «Культура» именно сейчас, в конце 2017 года.

Вопрос на засыпку  | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Думаю, внимательные читатели уже обратили внимание на тире в названии новой передачи. Общеизвестно, что тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится, если подлежащее - личное местоимение. Правда, если очень хочется выделить сказуемое, возможна постановка так называемого авторского знака. Его поставил, например, Маяковский в «Стихах о советском паспорте»: «Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза». Сильно. Пафосно.

Вот на такой высокой ноте, с радостного заявления ведущего о «самой грамотной программе» дело и началось. Правда, чем дальше, тем больше пафос таял. И дело было вовсе не в детях. Новая телеигра оказалась вне времени, места, вне всего, что за последние десятилетия произошло с языком и нашим отношением к нему. Словно не читали авторы передачи книг Максима Кронгауза, Ирины Левонтиной, Ксении Турковой, многочисленных статей разных авторов в самых разных изданиях о проблемах современного языка и его преподавания, не удосужились посмотреть предшествовавшие телепередачи о языке, в том числе и выходившие на «Культуре».

Дети, участвующие в конкурсе, должны были определить значение устаревших слов: ланиты, рамена, кичка, зга. С «ланитами» разобрались, со всем остальным - полный зашквар, как, возможно, сказали участникам игры их одноклассники на выходе из студии. Так они говорят - извините. «Зашквариться» на современном жаргоне - испачкаться, опозориться. Конечно, замечательно, если старшеклассники знают, что «рамена» - плечи, а «кичка» - старинный женский головной убор. Хотя как-то не могу с ходу вспомнить, в каком тексте им эти слова могут встретиться. А главное, не могу понять, зачем это знание нужно.

Вот если бы участникам игры предложили вытащить из карманов телефоны и найти в любом словаре, на любом портале, посвященном языку, значение незнакомых слов - это было бы и нужно, и современно. Потому что прошли времена, когда задачей образования было напичкивание информацией. Сегодня важно научить искать ее, соотносить найденное в разных источниках. Можно было, конечно, поставить перед ними полку словарей, всяких разных, - и тогда победителем стал бы тот, кто быстрее нашел нужный в данном случае словарь, а в нем нужные слова. Но для современных детей привычнее искать в Интернете. Ну и на здоровье.

Кстати, если бы участники игры занялись поиском значения слов, то столкнулись бы с тем, что разные источники, например, слово «зга» из выражения «ни зги не видно» объясняют по-разному. В «Историко-этимологическом словаре» П. Я. Черных они прочитали бы, что обыкновенно это понимают как «ни стги - ни тропинки, ни стежки не видно». Заодно узнали бы слово «стёжка» - дорожка, тропинка. С этой «стёжкой» можно встретиться в народных песнях. Помните - «Позарастали стёжки-дорожки...» И тут же рядом в словаре - высокое книжное слово «стезя». А то значение, о котором радостно сообщил ведущий (зга - какая-то штучка на оглобле, которую в темноте не видно), - одно из предположений о значении слова. Думайте, дети, выбирайте, сопоставляйте - это и есть изучение родного языка.

То же самое выпадение из времени и целесообразности - со всеми заданиями. Конкурс «Вопрос на засыпку». Домашнее задание - придумать трудный вопрос для команды-соперника. Слушаю вопрос и обалдеваю: «Как называется перекрестное расположение смежных частей в двух параллельных предложениях?». Бедные дети в таком же, как и я, ступоре. Оказалось, это называется словом «хиазм». После передачи открыла словарь, где, конечно, было более простое определение, а главное - пример: «Автомедоны наши бойки, /Неутомимы наши тройки» (А. С. Пушкин) Теперь все понятно (автомедон - возница. - Прим. ред.), кроме все того же - зачем?

Был, конечно, и орфографический конкурс - как же без него... Надо было исправить ошибки в словах; кроссовки, контрибуция, эмпирический и фармацевт. С «кроссовками» справились все.

Не буду повторять про словарь и Интернет. Скажу о другом. О том, что намного целесообразнее, интереснее, а значит, продуктивнее изучать язык современный, тот, на котором сегодняшние школьники говорят и пишут, а уже от него, от реальных вопросов, продиктованных жизнью, двигаться вглубь, к языковым процессам, законам, к системе языка, сложившейся за долгие годы (века!) его существования.

А вопросы такие - на каждом шагу. Вот есть три написания: вай-фай, вайфай, ви-фи - какое правильное? Что больше соответствует нашей орфографии и почему? Каково точное значение популярнейшего сейчас слова «квест»? Как правильно ставить ударение в слове «заблокировать»?

Всякий опыт, в том числе и отрицательный, полезен. Если, конечно, попытаться его осмыслить. Мне кажется, что телепередача продемонстрировала несовременность традиционных для школы, но пока еще массовых подходов к изучению языка. Не потому ли уроки русского - из самых нелюбимых? И мучаются дети, как когда-то их родители, а раньше - дедушки и бабушки над тем же вопросом «зачем?», который постоянно возникал у меня во время передачи.

#телепрограмма #грамотность #методы обучения

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...