Вне зоны комфорта. Максим Матвеев рассказал о сериале «Триггер»
На «1-м канале» демонстрируется сериал «Триггер». Герой, психолог Артем Стрелецкий, вышел из тюрьмы, куда попал по ложному обвинению, пытается вернуть бывшую жену, конфликтует с отцом (тоже психологом). Но главное - метод Стрелецкого, его шоковая терапия. Он - профессиональный провокатор, решает проблемы своих клиентов, едва ли не в буквальном смысле выбивая у них из-под ног опору. В основе сценария - реальные истории из практики московского психолога Сергея Насибяна. Накануне премьерного показа «Санкт-Петербургские ведомости» задали несколько вопросов исполнителю главной роли Максиму МАТВЕЕВУ.
- Вы не в первый раз играете неоднозначных персонажей: Ставрогин из «Бесов» Достоевского, маньяк из «Мосгаза», обаятельный предатель в «Демоне революции», отец Артемий в богомоловской постановке «Идеального мужа». Постигая человека в его слабости, низости, жестокости, не боитесь стать мизантропом?
- Вовсе нет. Я не отношусь к человеку, как к «твари дрожащей». Что вы, человек вызывает у меня лишь сочувствие. В процессе работы над «Триггером» нередко подкатывал комок к горлу из жалости к героям. Осуждать я не имею никакого морального права. Еще в детстве дед меня учил: прежде чем выносить суждение, попытаться понять человека, понять, что он чувствует, чего хочет и почему так поступает. Как говорят индейцы: не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах.
Мне кажется, самое главное - умение прощать людей, какими бы они ни были. Ведь агрессия порождает агрессию, и эта слепая агрессия растет как снежный ком. Где же тогда выход?
- Максим, во время работы над «Триггером» вы, наверное, много общались с консультантом сериала психологом Сергеем Насибяном. Не возникало ощущение, что вы для него - подопытный кролик?
- Мне было интересно разбираться в механизме метода Артема Стрелецкого. Разбор ситуаций фильма с Насибяном проходил так захватывающе, что однажды у меня вырвалось: «Давайте, я расскажу о себе». Выслушав, Сергей заметил: «Ну теперь понятно, почему ты актером стал. Мы можем провести пару сеансов, и ты можешь перестать хотеть быть актером».
- Не надо!
- Вот так закричали и те, кто был тогда рядом. Но я сказал Сергею, что в принципе не исключаю возможности когда-нибудь прийти к нему за этим.
- Уже по первым сериям было очевидно, какие сложные отношения складываются у вашего героя с отцом, которого играет Игорь Костолевский. Удовлетворите мое зрительское любопытство: их конфликт разрешится?
- Вы же понимаете, что я не могу это выдавать. Но мне рассказывал Александр Цекало (его продюсерская компания «Среда» и сняла «Триггер». - Прим. ред.), как он представлял этот проект американским продюсерам - без видео, без фото, просто на словах. Когда он начал рассказывать, что происходит у Артема с отцом, американцы буквально подпрыгнули: «Нет! Не может быть!». Так что неожиданностей будет много.
- А как в Каннах прошла презентация проекта?
- Публика собралась исключительно профессиональная - продюсеры, байеры, коллеги. Меня предупредили: «Здесь не обязаны ничего говорить, не жди каких-то комментариев, главное для этих людей - быть в курсе». И поэтому я удивился, когда ко мне стали подходить люди, и я по их откликам понял: у нас получилась крутая штука, которая сильно попадает в людей вне зависимости от их национальности. В «Триггере» поднимаются крышки пыльных сундуков, в которых мы прячем наши страхи, - и это понятно всем.
- Значит, у сериала есть международное будущее?
- Я не слежу за продвижением сериала на мировом рынке, но знаю, что одна американская телекомпания приобрела идею с тем, чтобы на основе нашего «Триггера» снять свою историю. А немецкая компания купила права на показ на главном телеканале Германии.
- Не так давно я была на представлении новых анимационных проектов, где особенный интерес вызвал мультсериал, нацеленный на развитие эмоционального интеллекта ребенка.
- Это здорово! Я читал прекрасную книгу американского психолога Дэниела Гоулмана, которая так и называется «Эмоциональный интеллект». И она действительно помогает понимать другого человека, в первую очередь ребенка.
Ведь что отличает человека от остальных существ на этой планете? Способность мыслить, размышлять. Сохранить себя, как мне кажется, и значит не утратить эту способность. А когда человек отдает себя во власть эмоций, он становится подобен животному. Что, к сожалению, сейчас частенько происходит. Знаете, у моего деда была любимая фраза: «Мы же с тобой ситные друзья!».
- И что она означает?
- Раньше был ситный хлеб - просеянный через сито, особенно вкусный. Надо быть ситным другом всем окружающим тебя людям, тогда будет проще жить. Быть позитивным - тоже на самом деле труд. Гораздо легче скатиться в ненависть, ругать, проклинать кого-то за свою неустроенность в жизни. Но часто причина-то в тебе, а не в ком-то другом.
- Но нет ли в этом эгоистической зацикленности на себе: «А что я, любимый, чувствую? А почему?».
- Наоборот. Развитие эмоционального интеллекта у ребенка - это в первую очередь развитие способности сочувствовать, когда он старается понимать поступки своих сверстников, а значит, реагировать на них не импульсивно, не агрессивно. Кто бы мог подумать, что надо «умеючи» спрашивать: «Как прошел твой день?». Гоулман очень много говорит о вещах, которые мне напомнили деятельность «Доктора Клоуна» (благотворительная организация, которая занимается психологической реабилитацией детей, находящихся на длительном лечении в больницах. - Прим. ред.). Он, например, говорит о так называемой внимательной медицине - люди, попав в медицинское учреждение, ориентированное на внимательное отношение к пациенту, выздоравливают на пять дней быстрее.
- Но речь в сериале не о внимательной медицине, а о провокациях... Это актуально, современное искусство полно провокаций. Вот и ваш герой людей шокирует.
- На самом деле Стрелецкий действует во благо людей. За его поступками, несмотря на внешний цинизм, скрывается определенное человеколюбие. Мы привычно воспринимаем провокацию как нечто отрицательное: «О боже мой! Какой ужас!». На самом деле провокация в переводе с латыни - «вызов». Но ведь, по сути, все искусство занимается тем, что вызывает эмоции. В этом смысле режиссер Константин Богомолов не отличается от Станиславского...
Часто за шоком стоит желание выбить зрителя из его уютной, комфортной капсулы. Не для того, чтобы «разрушить все до основания, а затем», а чтобы дать возможность человеку совершенствоваться. Не надо воспринимать театр или кино как баньку, где тебя и попарят, и массажик сделают...
Беседовала Елена БОБРОВА
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6626) от 17.02.2020 под заголовком «Вне зоны комфорта».
Комментарии