2Vtzqv4Hz9U

Виктор Минков: «Мы в жизни за все платим, и это нормально»

«Приют комедианта» готовится представить публике первый на своей сцене мюзикл: режиссер Алексей Франдетти покажет «Дорогого мистера Смита» уже 4 – 6 июня. Команда состоит из звездных художников, а главные партии исполнят Иван Ожогин и Юлия Дякина. Эта премьера – еще один вызов собственным возможностям, и, как рассказал журналисту Наталье ЛАВРИНОВИЧ художественный руководитель театра Виктор МИНКОВ, вызов не последний.

Виктор Минков: «Мы в жизни за все платим, и это нормально» | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

– Виктор Михайлович, в этом году исполнилось 25 лет с того момента, как вы возглавили театр. Каким он был четверть века назад?

– Конечно, театр был другим: в подвальчике на Малой Морской улице, тогда Гоголя. Это был, по сути, театр моноспектаклей, как его создателя Юрия Томошевского, так и таких больших мастеров, как Зинаида Шарко, Светлана Крючкова, Игорь Волков, Сергей Дрейден, таких приглашенных актеров, как Михаил Козаков и Елена Камбурова.

На заре перестройки — и я это прекрасно помню — театры-студии рождались как грибы. До сегодняшнего момента из них реально дожили немногие. Наш театр – один из них. А дальше наступил момент, когда я понял, что «Приюту комедианта» нужно развиваться. И жанр только моно-, только небольших спектаклей на двух-трех артистов не тот путь, которым он должен идти. Основная политика за 25 прошедших лет – дать талантливым людям возможность реализоваться, сделать то, что больше они нигде не смогут сделать, неважно, в штате ли своих театров или будучи свободными художниками. С годами эта миссия трансформируется. Ты понимаешь, какой театр хочешь делать.

– Какой же?

– Востребованный во всех смыслах, как творчески, так и коммерчески, хотя слово «коммерция» применительно к залу на 180 мест звучит странно. Но мне интересно делать коммерческий творческий театр. Без всякого стеснения могу сказать, что поставить спектакль в «Приюте комедианта» в последние годы считается модным для режиссера независимо от его ранга.

Путь, который проделал театр за 25 лет, – это путь ошибок, падений, подъемов. Очень серьезных взвешиваний, кого пригласить, как пригласить, на что пригласить. Со временем пришло понимание, какой театр я строю здесь: умный и в хорошем смысле... бульварный, как парижские boulevard.

– То есть зрелищный и гротесковый?

– Зрелищный, гротесковый, во многом авангардный, но при этом умный театр, где нет примитивного ржания и дешевой трагедии, когда выжимают из зрителя слезу.

– Вы работаете с очень разными людьми. Не боитесь приглашать артистов с независимой позицией?

– Я вообще ничего не боюсь. Когда ты 25 лет руководишь театром и у тебя есть репутация – чего бояться? Для меня абсолютно не важно, каких политических взглядов придерживаются творцы, которых я хочу сюда пригласить. Если человек талантлив, востребован, нужен режиссеру, то вопрос не стоит. Другое дело, есть некий мой внутренний цензор: эта сцена никогда не станет местом политических баталий. Да, на ней сосуществуют люди с разными взглядами и убеждениями, но, переступая этот порог, они приходят заниматься творчеством.

– Вы недавно обмолвились, что роман «Серотонин» Мишеля Уэльбека, по которому будет ставить спектакль Андрей Прикотенко, – это роман о вас и обо всех мужчинах 35 – 50 лет. Можно подробнее?

– Роман Уэльбека – потрясающая литература. Первая постановка по произведениям этого автора в России идет только на сцене московского Театра наций. Мы же откроем новое произведение. Я не ассоциирую героев с собой. Просто Мишель Уэльбек поймал нерв сегодняшнего дня, этой глобализации мира и в то же время дикого одиночества человека в ней. Мир стал другим. В чем состоит наша жизнь? Когда у тебя уравновешиваются на весах социум и личное. Это часто не совпадает. Наверное, это плата за успех. Мне кажется, мы в этой жизни за все платим, и это нормально.

Андрей Прикотенко – удивительный режиссер, который неоднократно был номинирован на «Золотую маску», – приступит к репетициям в сентябре.

– Вот-вот в вашем театре выходит «Дорогой мистер Смит». Насколько сложно мюзикл перенести на камерную сцену? И вообще, зачем это делать?

– Кроме драматических спектаклей у нас уже есть два балета, теперь будет и мюзикл. «Приют комедианта» должен делать то, что не делает ни один петербургский театр. Мы получили эксклюзивные права на постановку в России.

Команда, которая ее делает, – может быть, самые крутые сейчас постановщики мюзиклов в стране, начиная с режиссера Алексея Франдетти, фантастического художника Вячеслава Окунева, художника по свету, который известен во всем мире, Глеба Фильштинского и тех артистов, что выйдут на сцену во главе с Иваном Ожогиным и Юлией Дякиной. Эта постановка, которая разбивает многие мифы о жанре, должна была появиться именно у нас. Это редкий пример камерного мюзикла, в котором историзм сочетается с новыми технологиями. Это мюзикл почти без хореографии, вместо нее – сложнейшее взаимодействие артистов с видео, частью которого они сами становятся. Магия спектакля (кроме воодушевляющей музыки Пола Гордона, либретто Джона Крейда) состоит в том, чтобы до миллиметра попадать в рисунок, придуманный режиссером.

– У вас недавно была первая открытая экскурсия по театру для зрителей. Это форма обратной связи?

– Обратите внимание на то, какие изменения произошли в российском и мировом театре за последние 15 – 20 лет. Вы представляете сейчас спектакль, который может быть без видео? Без сложного света? Без применения каждый день рождающихся технологий? Театр очень-очень сильно трансформируется, и, если говорить честно, европейский театр в своем зрелищном, визуальном выражении ушел далеко вперед. То, что мы делаем, – попытка быть актуальными. Экскурсия – один из таких способов.

Нам катастрофически не хватает пространства. Театр не должен замыкаться только на спектаклях. Он должен быть открыт с десяти утра и до вечера, здесь должны происходить разные акции: выставки, модные дефиле, те же экскурсии, кинопоказы спектаклей прошлого и настоящего, которые публика не может увидеть в силу разных причин – скажем, поехать в Лондон, Париж или Новосибирск. Это должно быть место притяжения, когда ты формируешь определенный культурный кластер.

– Вы задумываетесь над новым помещением?

– «Приют комедианта» уже некий бренд, и он приносит славу городу. Если сойдутся звезды, наше стремление к расширению – с возможностями города (а мы – государственный театр), я буду только рад. Мне кажется, сейчас мы на таком этапе, когда виден некий потолок. А что дальше? Это вопрос, который живет во мне постоянно, и это вопрос нашего дальнейшего развития и процветания.

– Ваши соцсети полны фотографий из поездок. Любите путешествовать?

– Да, я много путешествую. Я 15 лет помимо театра занимаюсь большими проектами, продвигаю петербургскую и российскую культуру за рубежом. Пандемия, безусловно, это нарушила. Только в прошлом году не состоялось восемь больших проектов как по линии города, так и по линии Министерства культуры. Да, я очень много езжу, мне это доставляет большое удовольствие, я вообще не люблю сидеть на месте. Оптимальный график: 7 дней здесь – 3 дня где-то, опять 5 дней здесь – 7 дней где-то.

– А как к этому относится ваша семья?

– А у нее есть выбор? (Смеется.) Положительно относится, семья принимает активное участие в поездках. Одно из самых потрясающих ощущений и вообще побудительных мотивов в жизни – смотреть мир. Открывая все время что-то новое, я это приношу сюда. Ты не консервируешься в определенном круге, а постоянно имеешь возможность подглядывать, подсматривать. Благодаря этому и «Приют комедианта» современен и интересен публике.

– В этом же году вы отметили и собственный юбилей. С высоты нынешних 50 лет, как вы изменились?

– Совсем не изменился. Разве что нет волос на голове, и еще больше ценишь родных и близких людей рядом. Немного помудрел, кажется. Авантюризма столько же, что радует, как и стремления постоянно учиться и развиваться. Вот этим и займемся в ближайшее время.

#театр #Приют комедианта #премьера #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (6927) от 20.05.2021 под заголовком «Виктор Минков: Мы в жизни за все платим, и это нормально».


Комментарии