Вернисаж: выставки в Петербурге с 7 сентября

Вернисаж: выставки в Петербурге с 7 сентября | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Музей истории Петербурга

В квартире смотрителя тюрьмы Трубецкого бастиона Петропавловской крепости начала работу планшетная выставка «Жизнь и смерть царя-освободителя Александра II» (12+), рассказывающая о череде покушений на императора и увековечении его памяти после смерти.

Император Александр II вошел в историю России как царь-реформатор: в его правление были ликвидированы военные поселения, отменено крепостное право, реформированы суды, система образования, преобразована армия, введена всеобщая воинская повинность. Однако, несмотря на проведение реформ, в обществе начали появляться радикальные группы, которые считали террор единственным методом достижения политических изменений в стране. С 1866-го по 1881 год на царя было совершено шесть покушений. В результате последнего из них, осуществленного 1 марта 1881 года участниками организации «Народная воля», царь-освободитель был смертельно ранен.

На выставке представлены планшеты с иллюстрациями из фондов Музея истории Петербурга: портреты императора, графические изображения сцен покушений, портреты террористов, памятники на месте гибели царя, а также документы по делу о заключении руководителей партии «Народная воля» в Шлиссельбургскую крепость.

Российская национальная библиотека

В здании библиотеки на Московском пр., 165, открылась выставка «Все счастливые семьи…»: семейная жизнь в русской классике XIX века» (12+).

В основе экспозиции 10 произведений из школьной программы. Выставка предлагает проследить эволюцию семейных отношений и по‑новому взглянуть на Карениных, Прозоровых, Огудаловых, Кирсановых и Базаровых, Головлевых, Карамазовых.

Среди экспонатов — редкие издания классиков отечественной литературы из фондов РНБ. Это одно из первых изданий «Отцов и детей» (Москва, 1862), прижизненное издание романа «Братья Карамазовы» (СПб, 1882), библиографическая редкость — издание «Евгения Онегина» (СПб, 1911) с иллюстрациями выдающейся художницы Елены Самокиш-Судковской, повесть «Старосветские помещики» (СПб, 1898) с 50 рисунками знаменитого иллюстратора Павла Соколова. Представлено первое иллюстрированное издание романа «Анна Каренина» (Москва, 1914), вышедшее в товариществе Ивана Сытина.

Выставку дополняют опубликованные письма Чехова к Ольге Книппер-Чеховой, Толстого к Софье Толстой, Достоевского к Анне Григорьевне Достоевской.

Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого

Здесь открылась экспозиция «Петропавловская оборона. К 170‑летию отражения нападения превосходящих сил англо-французской эскадры на Петропавловск на Камчатке во время Восточной (Крымской) войны» (6+).

В 1854 году русские солдаты, матросы и офицеры отстояли Петропавловск (ныне Петропавловск-Камчатский), одержав победу над втрое превосходящими силами англичан и французов. Эта героическая оборона стала заметным успехом русского оружия в ходе войны.

О том, как была достигнута победа, рассказывает выставка, используя разнообразные художественные приемы показа героизма русских солдат, матросов, офицеров, поселенцев, казаков и коренных жителей Камчатки.

На выставке экспонируется ротное знамя британской морской пехоты из собрания Эрмитажа. Это знамя было взято в качестве трофея защитниками Петропавловского порта при отражении англо-французского десанта, насчитывавшего около 700 человек. Знамя было доставлено в Санкт-Петербург генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу участником Петропавловской обороны лейтенантом князем Дмитрием Петровичем Максутовым — командиром легендарной батареи № 2 («Кошечная» — располагалась на песчаной косе Кошка).

В письме к генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву великий князь писал, что лично повез Максутова в Гатчину, где тогда находился император Николай I. Оригинал письма хранится в Российском государственном архиве Военно-морского флота, который предоставил на выставку копию этого письма и других документов, касающихся обороны Петропавловска в 1854 году, а также связанных с этим событий 1855 – 1856 годов.

Библиотека Гоголя

Год назад в библиотеке проходила выставка «Самиздал» (6+). В этом году по просьбам художников решено сделать ее ежегодной. Весь сентябрь пройдет под эгидой малотиражных авторских изданий.

На площадке библиотеки удалось собрать более сотни независимых печатных мини-журналов. Особое внимание уделено темам памяти, крае­ведения, субкультуры. Как сохранить воспоминания, эмоции и чувства с помощью зинов (независимое печатное издание или мини-журнал, самостоятельно напечатанный автором небольшим тиражом)? Может ли семейный фотоальбом стать предметом искусства? Что делать, чтобы провести художественное исследование местности, на которой живешь или которая тебе особо дорога? Обо всем этом выставка «Самиздал 2.0». Весь сентябрь параллельно с ней будет проходить программа лекций, мастер-классов, дискуссий и музыкальных выступлений.

Русский музей

11 сентября в Мраморном дворце откроется выставка «Казачество — опора государства Российского» (6+).

Казачество оставило значимый след в русском искусстве. Художники XVIII — ХХ веков представляли казачество и как бурную человеческую стихию, вооруженную вольницу с неукротимым нравом, и как опору государства, верных слуг царя и отечества, готовых в любой момент выступить в защиту суверенитета и целостности России.

Экспозиция в Мраморном дворце объединит около ста произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея. Это и портреты, и пейзажные сцены, и изображения на исторические сюжеты. Среди авторов работ — Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов, Василий Суриков, Алексей Венецианов, Александр Орловский и другие выдающиеся мастера отечественного искусства.

Посетители увидят портреты членов монаршей семьи в казачьей униформе, видных деятелей казачьего движения, таких как Ермак, Дмитрий Мартынов, Матвей Платов. Будут показаны пейзажи исконных мест казачьих поселений на Кавказе, на Дону, в Поволжье и Сибири, казачьи бивуаки, сторожевые посты, а также эскизы и законченные картины на исторические сюжеты, например, изображения казачьих восстаний под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Графические рисунки казаков в характерных одеяниях, с головными уборами и оружием, в этнографических костюмах и в официально утвержденной полковой униформе, лаковая миниатюра, скульптурные изображения, а также росписи на вазах, чашках, тарелках, мелкая фарфоровая пластика — все это будет показано на выставке. В экспозицию также войдут иллюстрации к произведениям классической литературы, посвященным казачьей теме.

Музей городской скульптуры

В выставочном зале музея на Невском, 19, проходит выставка «Памятники не стоят на месте» (6+).

Памятник, монументальная скульптура кажется предметом совершенно статичным. На самом деле монументальная и декоративная скульптура Петербурга покидает свои места довольно часто. Многие памятники после установки переносили или изначально задумывали не для той точки в городе, где они в итоге возведены. Не говоря уже о том, что скульптура создается в мастерской, отливается на заводе, а значит, до установки переживает несколько перемещений. Не только памятники, но и городская среда в целом не статичны. Даже сложившийся ансамбль исторического центра Петербурга продолжает развиваться и меняться вслед за изменением образа жизни и техническим прогрессом. Памятники следуют за динамикой городской среды, а значит, не могут всегда оставаться на одних и тех же местах.

Выставочный проект рассказывает о причинах и последствиях всех видов передвижения городской скульптуры на нескольких примерах как знаковых, так и менее заметных монументов: памятников Александру III, А. В. Суворову, Ф. М. Достоевскому, А. С. Пушкину, С. Л. Перовской, М. И. Глинке, Н. А. Добролюбову, обелиска «Румянцева победам», фонтанов-поилок Ж.‑Ф. Тома де Томона и А. Н. Воронихина, скульптур быков В. И. Демут-Малиновского и других.

Скульптурные эскизы и модели, реставрационные материалы, исторические фотографии и документы позволяют проследить, как памятники уступали место магистралям, как исчезали из‑за смены политического режима и отношения к исторической личности в обществе. Скульптура обретала новое удачное и пока постоянное расположение, передвигалась из‑за личных пристрастий императоров, не выдерживала соседства с другими памятниками, срывалась с места из‑за природных катаклизмов и перемещалась из‑за бомбежек…

На выставке можно увидеть примеры того, как скульпторы и архитекторы мучительно выбирали место для памятника, стремясь к синтезу скульптуры и архитектуры, и как проходила примерка полноразмерных макетов памятников на местности. Отражена и одна из самых актуальных для Музея городской скульптуры тем — памятники, которые покидают привычные места из‑за потребности в реставрации.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Комментарии