Вернисаж: выставки в Петербурге с 22 августа 2020

Вернисаж: выставки в Петербурге с 22 августа 2020 | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков

27 августа две новые выставки откроются на этой площадке.

«Русские забавы» представит зрителям творчество Владимира Табанина, классика советско-российского искусства, живописца, графика, автора монументальных росписей, мозаичных и витражных панно. Его станковые жанровые и портретные композиции, созданные в 1990 – 2000-е годы, по сути, представляют собой рассказ о жизни страны в разных ее проявлениях. Табанин демонстрирует способность уловить и запечатлеть аспекты социально-политической действительности, порой в ее искаженных и мутированных формах.

Выставка «Поле экспериментов» посвящена творчеству трех выдающихся представителей ленинградской школы графики второй половины XX века. В экспозицию войдет более 40 работ Александра Ведерникова (1898 – 1975), Бориса Ермолаева (1903 – 1982) и Веры Матюх (1910 – 2003) из собрания Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ – ХХI веков, созданных в техниках цветной литографии, автолитографии и акварели.

Творческое единение таких различных по художественной манере авторов обусловлено исследовательским духом, царившим в Экспериментальной литографской мастерской Ленинградского отделения Союза художников, где они работали в 1930 – 1960-е годы. Мастерская оказала существенное влияние на формирование отечественного искусства графики. Ее участники занимались поиском новых изобразительных возможностей печати. Мастерская была местом, известным своими либеральными взглядами и свободолюбивыми настроениями, за что современники окрестили ее «рассадником вольнодумства», «государством в государстве» и «островом блаженных».

Эрмитаж

В Главном штабе в комнатах Фаберже развернута выставка «Фаберже и Великая война». Она демонстрирует 43 предмета из коллекции ЗАО «Русский национальный музей» (Москва) и знакомит посетителей с необычной продукцией знаменитой ювелирной фирмы.

Накануне 1914 года в мастерских Фаберже работали около 600 человек. Первая мировая война сократила производство, но фирма приспособила свои мастерские к нуждам военного времени и стала выпускать продукцию, предназначенную для фронта.

На выставке демонстрируются разные виды подобных изделий – медные и латунные походные самовары и чайники, кастрюли и умывальники, зажигалка и чарка. Фирма изготавливала шприцы и емкости для их стерилизации. Историческая ценность – кастрюля для стерилизации шприцев с надписью «Лазарет имени Наследника и Великого Князя Алексея Николаевича в Зимнем Дворце» с монограммами императрицы Александры Федоровны и великих княжон Ольги и Татьяны, которые служили сестрами милосердия в госпитале, развернутом в парадных залах Зимнего дворца. Демонстрируется и таз с надписью «Полевой военно-санитарный поезд № 143 имени Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны».

После получения военного заказа в мастерских Фаберже стали выпускать ударные и дистанционные трубки, гранаты, гильзы. Московская фабрика Фаберже была переименована в Московский механический завод. Вместе с тем Фаберже не переставал выполнять заказы и для царской семьи. Незадолго до войны, на Пасху 6 апреля 1914 года, фирма выполнила серебряное пасхальное яйцо, украшенное монограммами императора Николая II и Александры Федоровны, которое императрица подарила царственному супругу.

Исторический парк «Россия – моя история» (Бассейная ул., 32/1)

Выставка «Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла» – совместный проект музея-заповедника «Царское Село» и исторического парка «Россия – моя история». Он посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и знакомит посетителей с военными страницами истории Царского Села, подвигом тех, кто помогал эвакуировать музейные предметы и защищал музейный комплекс, с героическим послевоенным восстановлением ансамбля, не имеющим аналогов в мировой реставрационной практике.

Несколько месяцев выставка работала виртуально. За это время портал www.rmiweb.spb.ru, где она была размещена, посетили более десяти тысяч пользователей. Сейчас появилась возможность открыть выставку в традиционном, привычном для всех формате.

Посетители могут увидеть предметы из музейных фондов, которые обычно не представлены в постоянных экспозициях, а лишь периодически участвуют во временных тематических выставках.

Выставочный центр Союза художников

Для петербургского Союза художников нынешний год юбилейный. 200 лет назад было организовано Императорское общество поощрения художеств.

В здании на Большой Морской, 38, проводятся ставшие традиционными ежегодные выставки «Осень» и «Весна». По известной причине, этот год стал особенным. Художники долгое время были лишены возможности выставлять свои произведения, путешествовать, свободно передвигаться, а зрители не могли посещать выставочные залы. Учитывая эти обстоятельства, выставка «Лето-2020» станет особенной и долгожданной для авторов работ и посетителей.

Организаторы отказались от проведения выставкомов и не стали определять тематические рамки представленных произведений. Каждый художник показывает то, что он сам хочет представить на суд зрителей. Посетителям предлагается совершить увлекательное путешествие по разным эпохам, странам, жанрам, техникам, темам. Зрители получат возможность в одном проекте увидеть разнообразие художественной жизни нашего города.

ГМЗ «Царское Село»

Выставка «Военный плен в годы Первой мировой войны» открылась в музее «Россия в Великой войне» музея-заповедника. Она проводится совместно с Международным комитетом Красного Креста, который предоставил более 30 фотографий из своего архива.

Помимо снимков на выставке демонстрируются личные вещи военнопленных, альбом акварелей, архивные документы, письма из лагерей, карточки военнопленных, рукописи.

В годы Первой мировой войны по количеству военнопленных Россия занимала второе место после Германии и опережала Австро-Венгрию: так, на июль 1915 года в Германии числились 1,5 млн пленных, в России _ 1 млн. Однако сведения о количестве военнопленных довольно противоречивы, так как в условиях военного времени было сложно вести учет попавших в плен солдат и офицеров. Нередко пленные отправлялись в места размещения без составления именных списков, а регистрация на местах осложнялась отсутствием работников, знавших иностранные языки.

На территории Российской империи военнопленных первоначально размещали в казармах войсковых частей, выступивших на театр военных действий, но в дальнейшем было принято решение по примеру Германии и Австро-Венгрии о постройке концентрационных лагерей.

Первая мировая война, превосходившая по своему размаху все предшествующие военные конфликты, изменила характер военного плена, его масштаб, а также отношение к сотням тысяч людей, оказавшихся в плену.

Выставка работает до 8 ноября 2020 года.

#выставка #музей #экспозиция

Комментарии