Вернисаж: выставки в Петербурге с 21 марта

Вернисаж: выставки в Петербурге с 21 марта   | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Российская национальная библиотека

В отделе эстампов и фотографий библиотеки (пл. Островского, 1 – 3) открылась выставка «Мастер камня и металла» (6+). Она демонстрирует работы петербургского художника и гравера Владимира Нуждина, одного из немногих мастеров в мире, кто работает в технике контррельефной гравюры.

На выставке представлены работы в разных техниках за 43 года творческого пути. Начав с исторической оловянной миниатюры, Нуждин со временем перешел к высокохудожественным композициям широкой тематики. Также он создает графические работы резцом на меди, гравирует бронзу. Кроме того, мастер выступает литейщиком и художником по росписи миниатюр. Посетители выставки могут видеть опыт Нуждина и в неожиданном для него монументальном жанре. Многие работы художника были вдохновлены произведениями мировой литературы и изобразительного искусства, поэтому часть экспозиции составляют экспонаты из фондов РНБ.

Русский музей

21 марта в Михайловском замке откроется выставка «Рисунки и акварели передвижников» (0+). Она представит графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок (1870 – 1923), так и художниками младшего поколения.

Товарищество объединило художников, убежденных в том, что искусство способно влиять на духовный мир людей. Показ выставок во многих городах позволял приобщить к искусству больше публики. И. Репин, В. Суриков, И. Крамской, Н. Ярошенко, В. Маковский составили стержень передвижничества.

В портретных рисунках 1870‑х годов, исполненных в основном в технике графитного карандаша, запечатлены черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян. Их образы отмечены стремлением выявить общее, типическое, свойственное поколению.

Жанр пейзажа в графическом творчестве передвижников также заметно эволюционировал, но неизменным оставалось одно: мотивы родной природы вытесняли интерес к красотам Италии, так привлекавшим художников предыдущей половины столетия.

В  графике передвижников большое место занимал бытовой жанр. В красочных акварелях Маковского наблюдения над человеческими характерами предстают в сценках с развернутым сюжетом. Особенный расцвет бытовой жанр получает в 1880‑е годы. Ему отдали дань Максимов, Загорский, а также Репин в знаменитой серии рисунков, посвященных Петербургу. Графические работы передвижников дополняют представление о творчестве художников, чьи живописные полотна становились событиями в жизни общества.

Музей-квартира А. А. Блока

Выставка «О чем молчит Пьеро» (0+) представляет работы художника-кукольника автора известной скульптуры «Петербургский ангел» Романа Шустрова и его жены художницы Марии Касьяненко.

На выставке демонстрируются скульптуры из дерева и папье-маше, картины, графика, маски, игрушки. Произведения предоставили частный музей петербургских ангелов, открытый в память супругов-художников, а также петербургские коллекционеры.

Роман создал за свою жизнь множество необычных, часто сказочных образов, но Пьеро был, пожалуй, одним из самых любимых его героев. Сохранилось немало карандашных набросков этого грустного образа. Он воплощен в графике, папье-маше, настенных панно, фотографиях, бронзе и даже в березовых пеньках.

Не случайно для этой выставки выбрана Коломна, где Роман Шустров прожил 17 лет, где родилась и выросла Мария Касьяненко. И не случайно выставка открылась в Музее Александра Блока, с работающими там людьми Роман налаживал дружеские отношения. Не случайно и соседство с Матисовым островом, который Роман хотел превратить в Остров мастеров — ремесленников и художников, местом уличных театральных представлений. Роман Шустров хорошо знал историю этого района и хотел своими проектами возродить и запечатлеть в работах образ старой Коломны.

Арт-пространство mArs

В галерее на Марсовом поле, 3, художник-текстильщик Татьяна Власова и коллекционер старинных кирпичей Владимир Смирнов представляют выставку «Минувшее: осколки и силуэты» (6+). Она предлагает посетителям окунуться в атмосферу старинных усадеб и архитектурных ансамблей Петербургской губернии и вспомнить об их знаменитых владельцах.

Владимир Смирнов уже почти 20 лет коллекционирует кирпичи с клеймами. В его коллекции около 4000 различных экземпляров из 72 губерний и областей Российской империи. Все кирпичи произведены на усадебных кирпичных заводах середины XIX — начала XX века и использовались при строительстве жилых зданий и всевозможных служебных построек. Они по праву могут считаться осколками минувших времен — свидетелями утраченного усадебного великолепия, но сохранившими память о владельце или названии имения на кирпичном клейме.

Татьяна Власова — выпускница Академии им. А. Л. Штиглица, кафедры художественного текстиля. Для выставки отобраны работы, выполненные в различных текстильных техниках: батик, войлок, ручная бумага, текстильный коллаж… В них проступают силуэты и образы недавнего, но уже позабытого прошлого.


#выставка #музей #культурные события

Комментарии