Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 января

Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 января  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Российская национальная библиотека

В Зале Корфа открылась выставка «На службе музам и Отечеству. Александр Грибоедов и его время» (14+), приуроченная к 230‑летию со дня рождения драматурга.

Экспозиция не только раскрывает многогранную личность талантливого музыканта и драматурга, дипломата и чиновника, но и представляет эпоху, в которой он жил. Ее разделы переносят посетителей в атмосферу московского благородного пансиона, в котором воспитывался писатель, рассказывают о его службе в гусарском полку во время Отечественной войны 1812 года, о регионах Закавказья и Персии, в которых Грибоедов состоялся в качестве дипломата, и, конечно, об истории написания, ­публикации и постановки комедии «Горе от ума».

Среди экспонатов — первое российское издание легендарной комедии без купюр, увидевшее свет лишь в 1862 году. Также представлено первое издание с цензурными правками, напечатанное в 1833 году. Представлены манускрипты, преподнесенные шахом Персии российскому императору Николаю I в качестве компенсации за гибель российского посла Александра Грибоедова. Всего было подарено 18 изысканно оформленных и украшенных миниатюрами персидских рукописей XIV – XVII веков. Рукописи были привезены в Петербург внуком Фатх-Али-шаха Хосров-мирзою, который возглавлял миссию, посланную шахом принести извинения в связи с убийством в Тегеране русского посланника.

Ценнейшие экспонаты — подлинный черновой автограф стихотворения поэта «Прости, отечество!» и авторизованная писарская копия «Горя от ума» с дарственной надписью Грибоедова издателю Фаддею Булгарину.

Музей истории религии

Выставка «Нравоучение в лицах» (6+) посвящена нравоучительным картинкам — особому жанру русского религиозного лубка XVIII–ХХ веков.

Назначение нравоучительной картинки — заставить верующего задуматься о своем несовершенстве и обратиться к покаянию. Пороки и добродетели, преодоление искушений и соблазнов, бренность земной жизни и выбор верного пути — вот основные темы назидательного лубка, которые представлены на выставке.

Грешники в геенне огненной, скупцы, чахнущие над золотом, пьяницы в лапах сатаны, непорочные девы, блудницы верхом на змие и другие персонажи предстают на картинках, тематика которых отражена в их названиях: «Лабиринт духовный», «Суета сует», «Последствия пьянства» и других. Посетители видят около 60 изображений конца XVIII — начала ХХ века, многие из них экспонируются впервые.

Назидательная картинка — важная часть русского религиозного лубка. Такие листы пользовались широким спросом, они украшали стены жилищ крестьян, мелкого чиновничества, городской прислуги, ремесленников, покои духовенства, а в XVIII веке — и провинциального дворянства.

Литературной основой назидательных листов служила древнерусская учительная литература: разнообразные сборники, «Слова» и «Беседы» отцов церкви, жития святых, собрания изречений, притчи и их толкования, а также повести и духовные стихи. В конце XVIII — XIX столетии в литературный арсенал лубка вошли произведения русских поэтов. Нравоучительный лубок предполагал подробное рассматривание, вдумчивое прочтение многочисленных подписей.

В художественном плане назидательная картинка использовала весь арсенал древнерусского искусства — книжной миниатюры, иконописи, церковной росписи, а также немало позаимствовала из западноевропейской гравюры.

Киностудия «Ленфильм»

До 31 января в павильоне № 5 на Каменноостровском проспекте представлен проект «Пропавшие в кинохронике» (6+). Он позволяет погрузиться в атмосферу прошлых лет и узнать о том, как снимали кино и запечатлевали историю, боролись и жили в тяжелые для нашей страны годы.

Основой концепции инсталляции стали истории сотрудников киностудий, военных корреспондентов, прос­тых солдат, которые прошли Великую Отечественную войну. В павильоне «Ленфильма» воссозданы события, происходившие на территории от Ленинграда до Берлина. В залах размещены выполненные в натуральную величину элементы зданий, макеты техники и фигуры героев. Инсталляция дополнена аудиоспектаклем.

Союз художников

В Голубом зале выставочного центра проходит выставка «Муза Дегтярева-Оленева» (0+), посвященная юбилею одного из старейших петербургских художников, жительницы блокадного Ленинграда Музы Викторовны Дегтяревой-Оленевой.

Любовь Музы Викторовны к театру и желание стать художником оказались сильнее голода и бытовых тягот в блокадном Ленинграде, позволив осуществить заветную мечту в послевоенные годы. Ее творчество буквально живет атмосферой театра с его красочной декоративностью и неистощимой фантазией. Значительное место в мире ее творчества принадлежит красочной атмосфере русского народного искусства. Представлены живописные произведения, сочетающие праздничную стилизацию фольклора и образы современников и современниц. В пространстве выставки органично соединились театральные эскизы к состоявшимся и неосуществленным постановкам и натюрморты с горящими свечами и раскрытыми книгами.

Результатом творческих путешествий стали живописные изображения старинных европейских городов.

ГМЗ «Гатчина»

«Возрождение» (6+) — финальная часть выставочного проекта. Первые три выставки назывались «Эвакуация», «Оккупация» и «Освобождение».

Авторы старались показать разные стороны войны и тонкие грани между героизмом и предательством, рассказать, кто и как спасал культурное наследие во время войны и зачем нужна историческая память.

Выставка создана на основе находок, обнаруженных поисковиками в гатчинском парке «Сильвия», где в годы оккупации нацисты расстреливали людей, а также на экспонатах ГМЗ «Гатчина», архивных материалах и фотографиях послевоенного периода возрождения дворца.

Посетители видят гипсовый макет Белого зала, авторами которого являются известные реставраторы Лидия Стрижова и Георгий Мицов, инструменты, рабочие модели для воссоздания лепнины и личные вещи именитых мастеров, фотографии сотрудников музея и реставраторов, возродивших довоенную красоту парадных залов, знакомятся с отзывами посетителей первых послевоенных выставок и узнают, что за послание оставили для нас учащиеся реставрационных училищ, работавшие в Гатчинском дворце в 1944 году.

Beriozka Gallery

В галерее на Миллионной улице, 5, проходит выставка художницы Марии Луттик (6+). Она объединяет изобразительное искусство и современные технологии, расширяя границы возможного в творчестве.

Проект сочетает сразу несколько изобразительных техник: современную каллиграфию, граффити, неоакадемическую живопись и эксперименты с эпоксидной смолой, чернилами и жидким золотом.

Пространство выставки состоит из нескольких залов, в которых встречаются холсты, интерактивные полы, дополненная реальность и специально созданные парфюмером запахи — так автор воздействует сразу на все органы чувств. Название проекта состоит из слов DEEP — «глубоко», INSIDE — «внутри» и INSIGHT — «озарение». Эти слова отражают суть выставки, цель которой — позволить зрителю снять напряжение и отвлечься от городской суеты.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Комментарии