Вернисаж: выставки в Петербурге с 1 июля

Вернисаж: выставки в Петербурге с 1 июля | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Эрмитаж

В Аполлоновом зале открылась выставка одного экспоната «Загадка святилища из Хирбет Кейафа» (6+). Археологические коллекции Эрмитажа богаты и разнообразны, но исторически сложилось так, что среди них нет памятников библейской археологии. Выставка дает возможность посетителям музея заглянуть в тайны библейской истории и культуры.

Представлен уникальный памятник — миниатюрная модель святилища, найденная в 2011 году во время раскопок в местности Хирбет Кейафа, расположенной в долине Эла, в тридцати километрах к юго-западу от Иерусалима, у подножия Иудейских гор. В X веке до н. э. здесь проходила граница между территориями обитания израильтян (предков современных евреев) и филистимлян, народа, родственного жителям бассейна Эгейского моря. Именно здесь, в долине Эла, состоялся знаменитый поединок между филистимлянским богатырем Голиафом и юным пастухом Давидом, будущим основателем династии царей Иудеи. В ходе археологических раскопок 2007 – 2013 годов в Хирбет Кейафа был обнаружен укрепленный город, окруженный высокой стеной, сложенной из массивных камней.

Город, население которого, по оценкам археологов, составляло 500 – 600 человек, просуществовал не более полувека — с последней четверти XI до начала второй четверти X века до н. э., а затем был по каким‑то причинам оставлен его жителями. В самой высокой части города находились помещения для культовых ритуалов, и в одном из них были найдены фрагменты какого‑то изделия из местного известняка. В результате работы реставраторов фрагменты были собраны в модель храма, которую можно увидеть на выставке.

Модель святилища весьма интересна по своей архитектурной форме. Она не похожа на другие модели, найденные на территории Израиля и других областей древнего Ближнего Востока. Выставка организована Эрмитажем в сотрудничестве с управлением древностей Израиля.

* * *

В Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца музей представляет выставку «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем» (6+). Она рассказывает посетителям о Средневековье романтическом и Средневековье подлинном.

Первое приобрело популярность благодаря литературе и стало увлечением и стилем жизни русского императорского двора в 1820 – 1840‑х годах. Второе открылось тем, кто хотел больше узнать об эпохе, и это целая история второй половины XIX столетия, когда Средними веками заинтересовались коллекционеры.

Выставка показывает культуру и искусство Средневековья, соединяя вместе образы этой эпохи и сложившиеся представления о ней в России и Европе в конце XVIII и на протяжении XIX столетия. В Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца более 380 произведений из коллекции Эрмитажа, повествующих о том, какими были Средние века и какими их видели в XIX столетии. Гость выставки — картина французского художника Ораса Верне (1789 – 1863) «Царскосельская карусель», хранящаяся в музее-заповеднике «Царское Село».

На экспозиции демонстрируются великолепные образцы защитного вооружения XV – XVI веков, представляющие историческую, художественную и мемориальную ценность. Посетители могут видеть рыцарские турнирные и парадные доспехи, создававшиеся лучшими мастерами Германии и Италии. Доминанта экспозиции — сцена поединка двух рыцарей.

В состав выставки вошли и памятники прикладного искусства, созданные в разные периоды Средневековья в различных техниках и материалах: из слоновой кости, дерева, металла. Среди исполненных для церкви предметов ларцы-реликварии, потиры, монстранцы и другие. Демонстрируются шедевры коллекции искусства Средних веков: Фрайбургский крест — готический крест из монастыря Святого Трудперта, романский реликварий в виде фигуры дъякона (святого Стефана) и монстранц (Ревель. 1474 г. Мастер Ганс Рисенберг). В витринах удивительные по красоте и изяществу исполнения лиможские выемчатые эмали на меди — виртуозные работы средневековых мастеров, среди которых знаменитый ларец-реликварий со сценами из жизни святой Валерии (Франция, Лимож. 1170 – 1180‑е гг.). Искусство резьбы по кости, переживавшее бурный расцвет в XIII – XIV веках, представлено разнообразными изделиями: пластинками с изображением Страстей Христовых, со сценами из романа «Тристан и Изольда» и другими.

Один из ключевых экспонатов выставки — «Роман о розе», самый популярный памятник куртуазной культуры — средневековый аллегорический роман в стихах, написанный двумя авторами. Его сочинили в XIII веке Гийом де Лоррис и Жан де Мен. Представлены и витражи, созданные западноевропейскими мастерами, воссоздающие атмосферу готических замков и соборов.

Российский этнографический музей

Новая выставка «Город и степь: диалог цивилизаций в регионе Средней Азии и Казахстана» (12+) рассказывает о взаимодействии различных культур, о дип­ломатических, торгово-обменных, культурных взаимоотношениях между оседлым и кочевым миром Средней Азии и Казахстана, хозяйственный и жизненный уклад которых был очень разным.

Выставка построена в жанре путешествия, ее основную сюжетную линию определяет условный путь через культурные зоны Средней Азии — степное кочевье, сельское предместье, город — с «остановками» в ключевых местах, где диалог культур особенно значим.

Самое видное место в экспозиции занимают транспортные средства: старинная хивинская арба, телега славянских крестьян-переселенцев, снаряжение вьючных и верховых животных. Паровозы — «железные кони» новой эпохи запечатлены на фотографиях Среднеазиатской железной дороги, которая в конце XIX века пролегла по территории региона.

Роли властной элиты в развитии средне­азиатских культур посвящена отдельная тема. Парадные костюмы и конское убранство свидетельствуют, что основным потребителем дорогой и престижной продукции, заказчиком высокохудожественных ремесленных изделий являлась аристократия. Правящие круги региона всегда покровительствовали торговле.

В состав выставки вошло около 250 памятников традиционной культуры XIX – XX веков.

Киностудия «Ленфильм»

Выставка-прогулка «По волнам киномузыки Исаака Шварца» (6+) посвящена 100‑летию со дня рождения композитора. Исаак Шварц — выдающийся кинокомпозитор и легенда «Ленфильма». Он автор мелодий более чем к 120 картинам, работал в тандеме с Иваном Пырьевым, Юлием Карасиком, Сергеем Соловьевым, Владимиром Мотылем, Виталием Мельниковым, Евгением Татарским и другими ­мастерами советского кинематографа.

Выставка — возможность ознакомиться с творчеством человека, который тонко чувствовал драматургию каждого фильма и создавал музыкальное оформление с особой естественностью, простотой и искренностью. В пространстве «Ленфильма» зрителей ждет речная прогулка на экскурсионном кораблике — неотъемлемом атрибуте летнего Петербурга. «Станции» в этой прогулке-экскурсии — 14 фильмов с музыкой Исаака Шварца. Романтические и ностальгические детали сочетаются с современными мультимедийными решениями.

С первых минут гостей встречают стоп-кадры и закадровые снимки из двух знаковых фильмов с музыкой Исаака Шварца. Это картина Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» (1975) и культовый теледетектив Евгения Татарского «Золотая мина» (1977). Важная часть выставки — показы фильмов с музыкой Шварца из золотой коллекции «Ленфильма»: «Дикая собака Динго», «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и «катюша», «Звезда пленительного счастья».

Вход свободный.

Музей истории религии

Музей показывает выставку «Слова и смыслы Корана: каллиграфические этюды» (12+) современной арабо-мусульманской каллиграфии чеченского мастера Исмаила Денильханова.

Графические работы, которые создает художник, являют собой интересный образец применения новейших цифровых технологий для создания традиционных произведений мусульманского искусства.

Дополняют выставку экспонаты фонда «Ислам».

Исмаил Денильханов (род. в 1978 г.) — художник-любитель, выпускник факультета международных отношений СПбГУ, но желание стать каллиграфом в нем присутствовало всегда. Начиная создавать свои каллиграфические композиции в классической технике на бумаге с помощью кисти и краски, сегодня Денильханов работает как в технике линогравюры, так и в digital art. На выставке представлены 63 каллиграфических этюда.

РОСФОТО

Выставка «Пятнадцать минут до центра» (6+) — полвека из жизни Петербурга глазами 40 авторов. Она предлагает зрителю по‑новому взглянуть на город. Дворцовая площадь и площадь Восстания, Петроградская сторона и станция метро «Автово»… Эти и многие другие места, увековеченные на классических монохромных отпечатках, можно увидеть на выставке.

Представлены работы как мэтров фотографии, так и неизвестных фотографов, самобытно запечатлевших Ленинград — Петербург и его обитателей в разные годы и десятилетия.

Всего около ста работ авторов, творивших с начала 1950‑х до 2000‑х. Столь разных по философии и стилю мастеров фотографии, представленных на выставке, безусловно, объединяет поиск средств самовыражения через познание светописной пластики Петербурга и одновременно попытка разгадать атмосферу великого города и его дух. То же самое, созерцая фотографию, невольно проделывает и зритель.

Мемориальный музей А. В. Суворова

Выставка «История в фарфоре» (6+) представляет новую коллекцию скульптурных портретов, выполненных художником Анатолием Даниловым и запечатлевших русских военачальников А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. Д. Скобелева, А. А. Брусилова. Работа мастера основывалась на строгом соблюдении историзма, постоянных консультациях со специалистами.

Императорский фарфоровый завод, одно из старейших предприятий России, создавал скульптурные изображения августейших особ, представителей разных народов и сословий Российской империи, выдающихся государственных и военных деятелей. Автору новой коллекции «Генералы» удалось не только придать миниатюрным скульптурам портретное сходство, соблюсти историческую достоверность в передаче мельчайших деталей обмундирования и наград, но и создать законченные убедительные образы выдающихся людей.


#выставка #музей #культурные события

Комментарии