Великая милостью, красотой и любовью...

Выставка «Нефертари и Долина цариц» из Египетского музея Турина открылась в манеже Малого Эрмитажа. Кажется, даже сфинксы, возлежащие на другом берегу Невы, повеселели, приветствуя своих собратьев, которые на время поселились в Эрмитаже.

Великая милостью, красотой и любовью...  | В Эрмитаже представлен макет гробницы Нефертари, а также демонстрируется компьютерная проекция, позволяющая увидеть росписи. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Эрмитаже представлен макет гробницы Нефертари, а также демонстрируется компьютерная проекция, позволяющая увидеть росписи. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мистическая выставка в темноте - освещены лишь витрины.

Ощущение тайны и жути испытывают здесь многие. Выставка позволит нам больше узнать не только о секретах древнейшей цивилизации, но и быте и стиле жизни. Главная ее героиня - царица Нефертари, супруга великого фараона Рамзеса II.

Ядро экспозиции составляют предметы, найденные итальянским археологом Эрнесто Скиапарелли (кстати, это отец знаменитой Эльзы Скиапарелли, соперницы Шанель) в ее великолепной гробнице в 1904 году. Увы, археологи не были первыми, кто потревожил покой египетской царицы: гробница была разграблена задолго до них. «Черные» копатели не боялись мести богов.

Куратор выставки заведующий сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа Андрей Большаков назвал ее событием. Ведь выставок египетского искусства в Эрмитаже было совсем немного. Люди старшего поколения, возможно, помнят «Сокровища гробницы Тутанхамона», которая вызвала сенсационный интерес публики в 1974 году. В 2009 году в музее демонстрировалась посвященная Нефертити выставка «Прекрасная пришла» из Египетского музея Берлина. Но она была совсем небольшой. А тут - 250 предметов эпохи Нового царства из Египетского музея Турина, второго по значению хранилища искусства Древнего Египта после Каирского музея!

- Выставка идеально вписалась в пространство манежа Малого Эрмитажа, - сказал на вернисаже Михаил Пиотровский.

И добавил, что она получилась очень петербургской. Например, гигантский нос - фрагмент колоссальной статуи Рамзеса II - разве не напоминает нам о сбежавшем носе майора Ковалева? Так мистика древнейшей цивилизации переплелась с местной. Египтомания не раз охватывала Петербург. Пик увлечения Древним Египтом пришелся на эпоху Николая Первого, который купил сфинксов (но, увы, отказался приобрести коллекцию египетских древностей, найденных археологом Дроветти, и она попала в Туринский музей). А также на рубеж XIX - XX веков, когда поэты, художники, философы бредили Древним Египтом. В мемуарах той эпохи можно прочитать, что знакомство с понравившейся дамой кавалеры часто начинали с вопроса: «Вам не кажется, что мы с вами были знакомы много тысяч лет назад, встречались у пирамид?».

Валерий Брюсов в стихотворении 1907 года «Встреча» писал об этом:

Близ медлительного Нила,
там, где озеро Мерида,
в царстве пламенного Ра,
Ты давно меня любила,
как Озириса Изида, друг,
царица и сестра!
И клонила пирамида
тень на наши вечера.

Боги Древнего Египта - жуткие химеры, в облике которых сочетаются черты человека и зверя или птицы. На выставке эту компанию представляет богиня Сехмет с телом женщины и головой львицы. Пять ее статуй, сидящих и стоящих, выстроились в ряд, представляя разные каноны изображения. Сехмет - богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, при этом она обладала магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Она охраняла фараона. И сейчас эти статуи, кажется, следят за тем, чтобы покой Рамзеса II и его прекрасной жены Нефертари не тревожили посетители.

Нефертари была не единственной, но самой любимой женой фараона Рамзеса II. И самой красивой. Она умерла в возрасте примерно 45 лет.

- И в чем же заключается ее невероятная красота? - спрашивали журналисты кураторов, глядя на статуэтку Нефертари, изображающую маленькую стройную женщину с сильно накрашенным лицом, в пышном парике. Фигурка довольно схематична в отличие, например, от всем хорошо знакомого великолепного скульптурного портрета Нефертити. Нам придется поверить современникам и Рамзесу, который боготворил эту женщину.

Красота и в те времена требовала жертв. Бронзовые зеркала на фигурных ручках из слоновой кости, косметические ложечки в виде обнаженных девушек, какие-то приспособления для макияжа были заботливо положены в ее могилу, ведь и в царстве теней нужно быть красивой. Больше всего потрясают сандалии из растительных волокон, их нашел в гробнице Нефертари Эрнесто Скиапарелли в 1904 году. Возможно, в них она и ушла в вечность.

О ее облике можно судить по многочисленным сохранившимся на стенах храмов изображениям. Нефертари был посвящен храм в Абу Симбел. Запечатлена она и в росписях в гробнице, названной «Место красоты» (на выставке можно увидеть макет гробницы). Это мифологические сцены, рассказывающие об Аде, богах и чудовищах, встречающих умершего.

Но даже в таком не самом уютном месте Нефертари отлично выглядит: белое прозрачное одеяние, головной убор из золота, драгоценные украшения. Над портиком ее гробницы и сегодня можно прочесть слова: «Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, успокоившаяся Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут».

#Выставка #«Нефертари и Долина цариц» #Эрмитаж

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?