Вчера началось укрытие скульптур Летнего сада Русского музея на зиму

Этот ритуал, разработанный до мельчайших подробностей и строго поддерживаемый почти двести лет, всегда проводится во второй половине октября и занимает несколько дней в зависимости от погоды. Вместе с апрельским освобождением скульптур это важная городская традиция. Такую скрепу «Санкт-Петербургские ведомости» не могли пропустить.

Вчера началось укрытие скульптур Летнего сада Русского музея на зиму | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Летний сад прекрасен в любой сезон. Этой осенью он встретил нас неповторимым запахом только что опавшего, еще живого «золота». Обильный листопад в Летнем саду случился буквально накануне, что прибавило забот службам Русского музея, но заметно украсило ритуал укрытия скульптур. Они придирчиво «присматривались» к персональным деревянным футлярам, которые мастера предварительно разложили у постаментов каждой статуи и бюста. Кажется, больше всего футляру удивлялся юный красавец Антиной, словно не желавший прятаться от людей.

Опять же по сложившейся традиции, укрытие начинают со скульп­турной композиции «Мир и Победа. Аллегория Ништадтского мира» — единственной подлинной скульптуры, находящейся под открытым небом. Остальные 90 произведений итальянских мастеров XVIII века находятся в постоянной экспозиции в Михайловском замке.

Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада, «дирижирует» оркестром такелажников. Они аккуратно укутывают «Аллегорию» натуральным холстом, дважды проверяют натяг веревок, держащих холст, затем аккуратно собирают футляр над скульптурной группой.

Пока идет работа, общаюсь с сотрудниками Русского музея. Сергей Сирро, исполняющий обязанности заместителя генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей, поясняет, что скульп­туры в Летнем саду укрывают совсем не от морозов, как часто думают. По сути, их предохраняют от переходов температуры через ноль, когда влага, попадающая на поверхность, замерзает и может угрожать самому прочному камню. В том числе композиту из мраморной крошки и полимера, из которого изготовлены копии. Сирро рассказал, что в Русском музее подготовлена программа технико-технологических исследований мраморной скульптуры Летнего сада, как подлинников, так и копий. Эта новинка позволит не только мониторить их состояние, но и уточнить структуру камня, его происхождение и т. д. В музее есть необходимые для этой важной работы специалисты.

По словам Алексея Баруздина, заведующего отделом реставрации каменной и гипсовой скульп­туры Русского музея, «Ништадт­ский мир» прекрасно провел лето. Обошлось без эксцессов, как природных, так и антропоморфных. Перед укрытием была проведена очистка скульптурной группы от пыльцы, пыли и следов жизнедеятельности птиц. Что касается копий, то их промывали еженедельно, по вторникам, когда в Летнем саду выходной день.

Летний2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

По словам Сергея Ренни, начальника службы «Летний сад, Михайловский сад и зеленые территории Русского музея», нынешним футлярам больше двадцати лет. Они были сделаны качественно, но уже пришло время подумать об их постепенной замене: петербургский климат сказывается.

После «Ништадтского мира» началось укрытие расположенных поблизости бюстов «Мария-Казимира» и «Ян Собеский». В этом году во время праздников «День Летнего сада» и «Открытый урок» на них проводились детские мастер-классы по промывке скульп­туры. Эти занятия вызвали большой интерес прежде всего у юных посетителей Русского музея.

Летний5_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Самое время пообщаться с Галиной Хвостовой. По ее словам, день укрытия скульптур Летнего сада — это праздник и свидетельство заботы о наследии сотрудников Русского музея, принявших многолетнюю эстафету своих предшественников. Заботы с большой буквы, ухода за мрамором по традиционным правилам. Хранитель напомнила, что «Аллегория Ништадтского мира», заказанная лично Петром I, уже триста лет украшает Летний сад. Император посылал русских людей за границу учиться не только кораблестроению, но и методам ухода за мрамором у скульпторов. Со времен Анны Иоанновны скульптуры укрывали холстом. В 1826 году выдающийся русский скульптор Василий Демут-Малиновский, тогда — хранитель скульп­тур Летнего сада, предложил дополнительно помещать их на зиму в деревянные футляры. С тех пор с небольшими изменениями используется его метод.

Во время Великой Отечественной войны футляры послужили ящиками с песком, в которых скульптуры хранились в земле Летнего сада. Только большую, сложную по композиции группу «Ништадтский мир» оставили на своем месте — ее обложили мешками с песком, почти как «Медный всадник». Известно, что в 1942 году сотрудники Летнего сада откопали одну скульп­туру, удостоверились в ее хорошем состоянии и вернули на место. «Знакомство любого туриста с Петербургом должно начинаться с «Ништадтского мира». Это памятник победы Петра I в двадцатилетней Северной войне, победы, которая закрепила существование столичного Петербурга на невских берегах», — убеждена Хвостова.

Летний3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как сообщила «Санкт-Петербургским ведомостям» Александра Алексеева, начальник отдела изучения, сохранения и развития садов Русского музея, сегодня-завтра Летний сад покинут лебеди Елисей и Любава, они вернутся на свою зимнюю квартиру в Ленинградский зоопарк. В Петербург приходит поздняя осень…

Читайте также:

В Михайловском дворце Русского музея открылась выставка, посвящённая 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова

В Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея»


#Русский музей #скульптура #Летний сад

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7776) от 22.10.2024 под заголовком «Скрепы Летнего сада».


Комментарии