2Vtzqv4Hz9U

Валерий Гергиев открыл фестиваль «Звезды белых ночей»

Валерий Гергиев дал два первых живых концерта с публикой в зале после трехмесячного карантина. Так символически открылся фестиваль «Звезды белых ночей» на Новой сцене Мариинского театра.

Валерий Гергиев открыл фестиваль «Звезды белых ночей» | ФОТО (c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2020 г.

ФОТО (c) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2020 г.

Первый концерт посвятили Дню медицинского работника, и после вступительных слов Александра Беглова и Валерия Гергиева зал почтил минутой молчания медиков, погибших при исполнении служебного долга во время пандемии. Программа открылась увертюрой к оперетте «Летучая мышь» Штрауса, и маэстро Гергиев во всеуслышание пообещал в ближайшем будущем порадовать любимых слушателей премьерой этого опереточного шедевра. Был ли в этом названии умысел или вышло случайно, но только получилось очень иронично, учитывая, что, по одной из версий, именно летучая мышка принесла на своих лапках этот злосчастный вирус. Прозвучала эта увертюра с непривычки чересчур лирично, в чем-то умильно мелодраматично, за рамками привычных опереточных конвенций. Музыкантов и дирижера трудно было не понять: они словно вновь объяснялись в любви не только этой, но вообще Музыке, с которой их разлучили против воли и без которой они жить не могут.

Оба концерта, открывшие «постковидную» эру, проведенные в беспрецедентных условиях, таким образом были поставлены в ситуацию, когда обезоружен даже самый строго настроенный критик. Ловить блох здесь было неуместно. Важнее было оценить пусть во многом и рискованный, но оттого не менее важный жест главного дирижера Мариинского театра, его оркестра и оперных солистов, отважившихся во весь голос напомнить о том, что одним хлебом сыт не будешь - нужны еще и зрелища, духовная пища. В конце концов, музыка - тоже медицина, способная и дух укрепить, и душу исцелить.

В театр на вечерний концерт выстроился хвост очереди, протянувшийся во всю длину фасада со стороны Крюкова канала и заворачивавший за угол на улицу Союза Печатников. Задержки возникли с усложненной процедурой впуска, предполагавшей бесплатную выдачу перчаток и масок, традиционный досмотр сумок и измерение температуры уже после входа. Дальше можно было спокойно пройти в зал, где был открыт только партер. Рассаживались через одного. Первый концерт, начавшийся увертюрой к «Летучей мыши», составила программа из содержательно более беспечных, полных надежд арий и исполнителей молодого поколения. К ним примкнули и такие мастера, как меццо-сопрано Анна Кикнадзе с арией Изабеллы из «Итальянки в Алжире» Россини, сопрано Оксана Шилова с чардашем Розалинды из «Летучей мыши», исполненным на русском языке, баритон Роман Бурденко с арией Жерара из «Андре Шенье» Джордано. А новая мировая звезда сопрано Елена Стихина удивила поклонников дефилирующим гавотом Манон из одноименной оперы Массне.

Второй концерт, длившийся так же, как и первый, - час без антракта (ни о каком буфете, разумеется, не могло быть и речи), представил абсолютно звездный десант Мариинского театра. Регистр беспечности сменился в нем напряженными оперными страстями с преобладанием мрачных оттенков. Ответственный концертмейстер концерта Ирина Соболева позаботилась о таких суровых акцентах, собрав под одной «крышей» и Джоконду из одноименной оперы Понкьелли с арией Suicidio («Самоубийство»), и трагическую, предсмертную арию Манон Sola, perduta, abbandonata («Одинока, потеряна, брошена») из «Манон Леско» Пуччини, и ревнивого Микеле, вынашивающего замысел убийства, из «Плаща» Пуччини.

Для воплощения таких страстей и понадобились большие мастера, которые в эти три месяца потеряли много контрактов в разных театрах мира. Баритон Владислав Сулимский открыл второй концерт после интермеццо из «Сельской чести» Масканьи, исполнив арию Жерара из «Андре Шенье» Джордано, показав, что за время карантина его голос ничего не утратил. Сопрано Ирина Чурилова также порадовала посвежевшим голосом в арии Джоконды. Бас Евгений Никитин напомнил о своем коньке - вагнеровском стиле, представ впервые в облике золотых дел мастера Фейта Погнера из «Нюрнбергских мейстерзингеров». Баритон Алексей Марков восхитил качеством своего итальянского, безупречной артикуляцией и аристократизмом исполнительской манеры в арии Микеле из «Плаща» Пуччини. Лирико-колоратурное сопрано Ольга Пудова захватила зал знаменитой арией Лакме с колокольчиками из одноименной пышной оперы Делиба, которую так хотелось бы иметь в репертуаре и которая составила бы чудесную оперную пару к балету «Баядерка». Бас Михаил Петренко вызывал слезу шаляпинской «Элегией» Массне. Лирико-драматическое сопрано Татьяна Сержан и драматическое меццо Екатерина Семенчук были поставлены выступать одна за другой, чтобы показать невероятную силу искусства драматического пения. Сержан исполнила уже упомянутую арию Манон из финала «Манон Леско» Пуччини, а Екатерина Семенчук - арию Иоанны «Да, час настал» из «Орлеанской девы» Чайковского, с которой когда-то триумфально вышла в финал конкурса «Кардиффские голоса мира». Судя по тому, что в первом концерте звучал дуэт из этой оперы Чайковского, можно было поймать намек маэстро Гергиева на то, что в его планах это сочинение поставить. Что было бы очень кстати в год 180-летия композитора.

Завершал концерт тенор Сергей Скороходов с арией Андре Шенье из одноименной оперы Джордано, также дав понять, что и эту оперу можно будет в обозримом будущем целиком услышать на подмостках Мариинского, благо для нее у маэстро припасены два главных козыря - Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. В эти дни они поют сокращенную версию «Дон Карлоса» Верди в Дрездене, поэтому никак бы не смогли прибыть к любимому дирижеру.

Следом за возвращением оперы после карантинного молчания любопытно было бы посмотреть и на то, как сохранился за это время балет Мариинского театра, но это пока остается под большим вопросом.

#концерт #Мариинский театр #Гергиев #Звезды белых ночей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (6704) от 22.06.2020 под заголовком «Проверить пульс оперы».


Комментарии