На льду, на сцене и в Сети. Юрий Смекалов – о балете в виртуальном пространстве

Солист Мариинского театра Юрий Смекалов не только ставит балеты в России и за рубежом, но все более уверенно чувствует себя на драматической сцене. За последние два года он поставил «Солярис» и «Три товарища» в театре «Приют комедианта». Пандемия открыла Юрию новые возможности - в онлайн. О том, как монтируются балет и виртуальное пространство, Юрий СМЕКАЛОВ рассказал журналисту Елене БОБРОВОЙ.

На льду, на сцене и в Сети. Юрий Смекалов – о балете в виртуальном пространстве | Фото Юлии Михеевой / Предоставлено пресс-службой MAD Company

Фото Юлии Михеевой / Предоставлено пресс-службой MAD Company

- Юрий, помню, когда еще только начался карантин, многие люди, связанные с искусством, не понимали, что им делать. Вы же на второй день самоизоляции начали создавать «инстаграм-сериал». Его зрители смогли стать свидетелями создания танцевального номера для будущей произвольной программы фигуристки Елизаветы Туктамышевой. Как родилась эта идея?

- Я года с 2003-го постоянно работаю с фигуристами как постановщик - и у Алексея Мишина, и у Тамары Москвиной. И когда Алексей Николаевич пришел в «Приют комедианта» на премьеру моей постановки «Три товарища», он в очередной раз предложил мне сделать с Лизой какой-нибудь номер. Тут как раз у меня возникла пауза в работе, и мы с Елизаветой начали разрабатывать тему. Пока не случилась пандемия. И в какой-то момент я подумал: «А почему бы не начать новое, онлайн, направление M.A.D. Company с этого номера для Лизы Туктамышевой?». (M.A.D. Company - танцевальная компания, основателем и хореографом которой является Юрий Смекалов. - Прим. авт.)

Конечно, поначалу это было странное ощущение - разговоры и репетиции на расстоянии, через экран, когда у тебя нет возможности передать спортсменке свою живую энергию и зарядить ею. Получилось, мне кажется, симпатично, и главное - нам удалось подготовить всю программу. Когда в июне Лиза выйдет на каток, мы снимем, как с пола происходит перенос на лед, с комментариями и спортсменки, и тренера, конечно. Ну а для M.A.D. Company эта история тоже оказалась важна. В этом экстремальном способе создания номера мы нащупали возможности для новых форм балета.

- Что легло в основу произвольной программы Туктамышевой, которую мы увидим в следующем сезоне?

- Номер, который я на музыку Бхимы Юнусова создал года полтора тому назад для Мэй Нагахисы и Виктора Кайшета.

- Мэй, одной из самых юных балерин Мариинского театра, уже пророчат статус сверхновой звезды танца.

- Она одна из моих любимых балерин молодого поколения. Казалось бы, Мэй - танцовщица с другой ментальностью, и для нас привычно, что раз японский артист, значит, превалирует мощная техника, а эмоция по-самурайски скрыта. Но Мэй настолько проживает каждое движение, она настолько эмоциональна, что вдохновляет на проекты, которые можно создавать именно для нее. Один из них - «Хроники заводной птицы» по одноименному роману Харуки Мураками. Премьера номера состоялась на фестивале в Словении, потом мы показали его в Китае. И как раз в конце марта должна была состояться его премьера в Мариинском театре, но, понятное дело, отложилась. И мне подумалось: раз так, почему не попробовать перенести эту историю на лед?


Фото Юлии Михеевой / Предоставлено пресс-службой MAD Company

- Творческие люди всегда найдут, как себя реализовать...

- Казалось бы, да. Но можно по пальцам пересчитать тех моих коллег, кто пытался и пытается что-то делать во время вынужденных каникул - вести в Zoom мастер-классы, создавать перформансы, отдельные номера. Как, например, Маша Хорева (солистка Мариинского театра. - Прим. ред.), которая очень активно ведет «Инстаграм», в стриме дает уроки для своей многочисленной аудитории, где немало иностранных подписчиков. Но огромное большинство осели дома. Кто занимается ремонтом, кто дачей, кто семьей. И как-то в таких условиях пытаются поддерживать форму, хотя это очень сложно, все-таки нужно пространство для движения, прыжков. Но я нисколько не осуждаю этих людей, не имею на это просто никакого права. Маша Хорева молодая девушка, у нее энергия бьет ключом. Что можно требовать от зрелых, состоявшихся танцовщиков, привыкших к определенному положению? И потом, знаете, руководя сейчас своей компанией, пусть небольшой, но все же, и неся ответственность за команду, за проекты, я особенно остро осознал, как классно быть просто артистом, когда все за тебя решают. Тебе дают роль - ты ее играешь. Везут на гастроли - едешь. Говорят, надо ехать на эфир, представлять премьеру - представляешь. Все, что от актера требуется, - по большому счету просто хорошо выполнять свою работу. И, конечно, в этом случае моим коллегам, которые вдруг лишились привычного течения жизни, трудно переформатировать свой мозг и направить энергию в другую сторону. Тем более что человек уж так устроен, что он не любит ничего менять...

- Но это не о вас.

- Нет, конечно. Я давно привык к тому, что постоянно где-то реализую какие-то проекты. И я просто не могу заставить себя сидеть дома.

Кому-то может показаться странным, но я доволен тем, как прошли эти два месяца, потому что на самоизоляции мы создали три проекта. Соблюдая необходимые нормы - все эти санитайзеры, маски, дистанция, уборка, проветривание. Притом что нам хочется заниматься творчеством, мы очень серьезно относимся к личной ответственности. У меня родители врачи, и я понимаю, какое мощное биологическое «оружие» этот ковид.

- Кстати, о биологическом оружии и всяких антиутопических страшилках. Почему все так охотно подсели во время самоизоляции на пандемические сериалы? Казалось бы, надо максимально закрыться от этой темы, а народ, напротив, с упоением изучал топ-10 сериалов про эпидемии.

- Но как бы мы ни хотели, не можем заблокировать мысли о пандемии, все-таки она стала частью нашей жизни. И потом ведь это действительно классные фильмы - «Заражение», «Поезд в Пусан» или «Черное зеркало». Когда смотришь их, хочется понять: насколько сценаристы близки к реальности, в которой мы оказались. Другое дело, что сейчас не хочется спекулировать на этой теме. Мне интереснее подойти к ней через метафору.

- И этой метафорой стал квест-балет внутри мессенджеров Infinita Frida? Спектакль-игра, развитие сюжета которого зависит от выбора зрителя.

- Да. Этот проект своего рода ответ пандемии. Потому что он про художницу, которая долгие месяцы проводила в больнице, фактически это была изоляция.


Фото Юлии Михеевой / Предоставлено пресс-службой MAD Company

- То есть, по сути, Фрида Кало - символ изоляции.

- Абсолютный символ. И в этом одиночестве произошел творческий взрыв, она смогла создать свой авторский стиль. В этом ключе мы и рассказываем про Фриду.

- В прошлом сезоне вы поставили в Самаре притчу-балет «Три маски короля», кто год назад думал, что маски станут столь актуальны. Пять лет назад вы поставили Infinita Frida, и сейчас она стала символична...

- Конечно, ничего подобного мы не ожидали. Но художник тем и отличается от обычного человека, что он засовывает руку в ящик Пандоры и зачастую предвосхищает грядущие события.

Что касается Infinita Frida, то в возобновлении этого проекта был еще один важный момент. С него пять лет назад M.A.D. Company начала свою жизнь, и с него она перешла на другой рубеж, когда стало очевидно, что эпидемия стала толчком для развития в искусстве новых направлений. В балете в том числе. Признаюсь, прежде я никогда бы не подумал, что возможен танцевальный спектакль в виде квеста. Но, как видите, в условиях карантина мы создали «Фриду», вы можете зайти на наш YouTube-канал в любое время в любом месте, где есть Интернет, и стать участником спектакля-игры. Можешь есть попкорн, можешь есть пиццу, можешь сидеть в пижаме или платье. Никаких ограничений.

- Но почему именно квест?

- Потому что игра вовлекает зрителя в процесс, делает его соучастником. Все-таки выход в театр - это некое событие. Подходящее платье и костюм, «не дай бог опоздать», шампанское в антракте, потом обсуждение увиденного по дороге домой. А что онлайн? Включаешь планшет или вовсе айфон, и все. А здесь, играя в «Фриду», ты должен ответить на вопрос. Не ответил - проиграл, и у тебя нет возможности перейти к другому эпизоду балета. Возникает азарт, желание дойти до конца. Но, кстати, в конце мая на сайте онлайн-кинотеатра IVI мы показали мою, режиссерскую, версию Infinita Frida - как бы я прошел этот балет-квест. И сейчас она доступна для всех. Так что, как видите, интерес к новым формам есть...

- Но, возможно, это всего лишь временная история, пока закрыты театры.

- Нет, не думаю. Во всяком случае в планах M.A.D. Company и «живые» проекты, и параллельная программа M.A.D lab, где мы будем реализовывать тот потенциал, который открыли в нашем искусстве благодаря самоизоляции. Это и возможности монтажа, это и крупный план. Сидя в зале, даже в партере, мы не обращаем внимания на лицо танцовщика, на его актерские переживания. Но убедитесь сами - невозможно оторвать взгляд от лица Володи Шклярова (в «Фриде» он играет Льва Троцкого и Красный цвет. - Прим. ред.), который не только великолепный танцовщик, но и блестящий драматический актер. В театре он играет крупными мазками, стараясь своей энергией достичь второго яруса. В кино совсем другое, здесь надо быть максимально естественным. И эта возможность обогащает артиста.

- Могу предположить, что какие-то цифровые проекты уже в работе.

- Да, мы хотим трансформировать под киновозможности «Трех товарищей», которые идут в театре «Приют комедианта». А еще хочется реализовать проект, который мы когда-то запустили, но до конца так и не довели, - VR-проекцию танца Нижинского. Не осталось никаких записей, есть только фотографии и свидетельства очевидцев. И по ним мы создаем реконструкцию - зритель, надев VR-очки, оказывается в ложе Опера Гарнье и смотрит, как Нижинский танцует «Видение розы».

И еще в планах у меня киноверсия моего одноактного балета по Набокову «Камера обскура», который в свое время шел в Мариинском театре. Мне бы хотелось его возродить хотя бы ради прекрасной музыки Александра Маева.

#балет #интервью #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6702) от 18.06.2020 под заголовком «На льду, на сцене и в Сети».


Комментарии