Театр «Карамболь» завершил сезон космическим мюзиклом

Театр «Карамболь» завершил сезон на сцене ДК им. Ленсовета мировой премьерой мюзикла «Тайна Третьей планеты» Александра Зацепина в постановке молодого режиссера Петра Чижова.

Театр «Карамболь» завершил сезон космическим мюзиклом | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Поколение тех, кому сегодня за сорок, у кого растут уже свои мальчики и девочки, возможно, снова мечтающие о полетах на Луну и встрече с неземными цивилизациями, хорошо помнит одноименный мультфильм 1981 года, появившийся на следующий год после знаменитой Олимпиады. Мультик поражал буйством фантазии, не утратил этой яркости и сейчас. Постарался тогда не только сценарист Кир Булычев, сочинивший серию фантастических историй о жизни и путешествиях чудесной «гостьи из будущего» Алисы Селезневой, но и вся команда создателей мультфильма. И, конечно, запомнились саундтреки Александра Зацепина, придавшие этому мультшедевру уникальную, по-настоящему фантастическую атмосферу. От одноименного мюзикла ждали многого хотя бы потому, что музыку к нему взялся дописать сам Александр Сергеевич Зацепин. Учитывая, что в мультфильме нет ни одной песни, он, по сути, сочинил новый мюзикл, использовав в нем лишь две уже известные мелодии.

Музыкальный руководитель нового мюзикла Ирина Брондз за четверть века существования театра «Карамболь» приучила свою публику к хорошему: к тому, что на его сцене наряду с новыми названиями продолжают свою жизнь любимые музыкальные фильмы ХХ века. В этом списке - «Мэри Поппинс», «Приключения Буратино», «Звуки музыки», «Человек-амфибия», «31 июня».

«Тайна Третьей планеты» в этом ряду открыла новую страницу. В «Карамболе» каждая премьера предполагает не просто россыпь старых и новых шлягеров, но и заманчивую картинку, интересный дизайн спектакля. Мюзикл Александра Зацепина стал исключением и в этом каталоге, недаром речь в нем все же о будущем. Согласно пьесе Николая Голя и Ирины Корнеевой, события мюзикловой версии мультфильма переброшены уже не на 100, а на 200 лет вперед - в XXII век, поскольку, по словам создателей, наши дети и без того живут в XXI веке, чтобы ему удивляться.

Удивлять сегодня и в самом деле очень трудно, учитывая власть виртуальной реальности с ее нешуточными возможностями. В театре на помощь пришел мастер на все руки и стили Вячеслав Окунев, сочинив видеопроекции на нескольких панелях - аналог 3D-пространства, куда сегодня без проблем проникают дети и их родители в кинотеатрах. До раздачи специальных очков зрителям дело не дошло, хотя не исключено, что они придали бы дополнительный эффект более глубокого погружения в «Тайну Третьей планеты».

Мюзикл начался многообещающе - зрители попали в светлые будни одного из обыкновенных классов общеобразовательной школы в мегаполисе будущего. В нем свободные дети решали примерно те же проблемы, только уже с миловидной и подчеркнуто стильно одетой учительницей-роботом, передвигающейся на скутере.

В мультфильме каждый новый кадр таил что-нибудь загадочное, новое, непредсказуемое. И даже привыкшие к своему нереально прекрасному будущему Алиса с отцом-профессором не уставали удивляться и это удивление демонстрировать. В спектакле режиссер как будто периодически забывал о том, что надо бы эту эмоцию удивления незаметным образом поддерживать, иначе происходящее грозит превратиться в рутину - речь все-таки о далеком, трудно достижимом «прекрасном далеке». А получалось все как-то слишком обыденно, местами суетливо, местами заторможенно.

Впрочем, режиссеру предстояло сводить разные линии, решать много задач, предложенных в не слишком гладко скроенном сценарии. Динамика драматургии спектакля была основана на поиске «животных невиданной красы», за которыми отправились в экспедицию отец Селезнев с дочерью Алисой, которую с большим трудом отпустила мама (Ольга Левина) - персонаж, которого нет в мультике. Но в театре «Карамболь» горой стоят за семейные ценности. В отличие от мультфильма в мюзикле показали зверей в объемном варианте лишь в самом финале, а зря: гибриды игуан с жирафами стоили того, чтобы любоваться ими чуть дольше, чем только на поклонах.

Где поиск ценных зверей - там и погони, и пленение с освобождением, и победа над мутантом Глотом. Но очень скоро после многообещающего начала стало казаться, что режиссера хватает лишь на то, как бы развести убегавших с догонявшими, что производило эффект новогоднего утренника - с максимумом беготни и минимумом изящного искусства. Герои выбегали на сцену произнести ключевые реплики, иногда что-нибудь спеть и убегали обратно. А хотелось чудес, которым, к слову, во многом мешал сценарий, изобиловавший банальностями там, где в них не было никакой необходимости.

Но критиковать наивность режиссуры вовсе не хочется, когда понимаешь, что театр «Карамболь» многие годы живет на положении бродячих артистов, несмотря на то что в их распоряжении как бы целый, а на самом деле заброшенный ДК Ногина со всеми вытекающими последствиями, в том числе с никакой сценой. Те, от кого зависит судьба этого театра, приходят на премьеру, видят, что все в порядке, и благополучно продолжают в том же духе: артисты смогли сейчас, смогут и потом... А ведь речь о театре, в котором задействованы дети и который каждый раз вынужден доказывать, что на его репертуаре вырастают любящие семьи.

«Тайна Третьей планеты» появилась на свет вопреки обстоятельствам, став очередным подвигом Ирины Брондз. Спектакль дал возможность оценить изобретательность костюмов художника Олега Молчанова, с помощью которых птица-говорун превратилась в пародию на эстрадную примадонну. В облике роскошно страшного Глота (Егор Матвеенко) есть черты мутантов из фильмов ужасов. А вот костюмы Весельчака У (Мирослав Федючек) и Мисс Крыс (Лина Нова) почему-то воспроизвели униформу клоунов-аниматоров в торговых центрах. Правда, оказавшись на другой планете, они обнажили свои личины, представ как вполне Чужие.

Для каждого из персонажей Александр Зацепин сочинил и сам же оркестровал в своем нежно-шлягерном духе номера, среди которых встречались образцы разных танцевально-песенных жанров, выразительно исполненные оркестром под управлением Сергея Тарарина. Поразительно, но для лейтмотива злодеев он взял пошленький мотивчик из самого начала фильма «Операция Ы», словно желая показать, в кого превратились в будущем все те верзилы, трусы, балбесы и бывалые. Победить их детям во главе с Алисой (очаровательнейшая Яна Ильинская) и Громозекой (Андрей Котов) не стоило труда. А хотелось бы, чтобы дети поняли: борьба добра со злом требует куда больших усилий... 

Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «В погоне за животными невиданной красы».

Ранее мы опубликовали интервью с Александром Зацепиным, который написал музыку к спектаклю «Тайна Третьей планеты».

#театр #мюзикл #Карамболь

Комментарии