2Vtzqv4Hz9U

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

В особняке Карла Шредера (Петроградская набережная, 32), куда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город», теперь открыт доступ в кабинет хозяина.

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Это не историческая реконструкция: в нем пианино фирмы «К. М. Шредер», подарок одного из экскурсантов, соседствует с фотографиями советских полярников и пингвинов в Антарктиде. Но в этом сочетании несочетаемого наглядно отражается вся российская история последних полутора столетий. Особняк был перестроен в 1888 - 1889 годах для Карла Карловича Шредера, тогдашнего владельца известной фирмы по производству роялей и пианино, поставщика императорского двора. Автор проекта - предположительно архитектор Василий Шауб. Кабинет хозяина был устроен на первом этаже. Его потолок украшен лепниной. По углам - картуши, обычно в них помещали гербы, но здесь они «чистые», это одна из загадок особняка. В некоторых местах в отделке сохранились подлинные шредеровские цвета - оливковый, шоколадный и золотой.

В кабинете показаны портреты некоторых представителей семейства. «Клавикордный мастер» Иоганн Фридрих Шредер основал петербургскую фабрику в 1818 году. Его сын - Карл Микаэль, или Карл Иванович, стал создателем марки «К. М. Шредер». Судьба троих сыновей К. И. Шредера - Карла, Иоганна и Оскара сложилась по-разному. После 1917 года старший стал жертвой «красного террора». Среднему брату удалось уехать в Германию, судьба младшего неизвестна.

О том, почему в кабинете фотографии Антарктиды, - чуть ниже. Хронология ведет нас по парадной мраморной лестнице с ажурной оградой на второй этаж. Там расположены Маскаронный и Концертный залы. Смеющиеся сатиры, «подпирающие» потолок Маскаронного зала, символизируют веселое театральное действо, но под ними урны - знак скоротечности жизни. Удлиненный Концертный зал сейчас бы назвали «трансформером». Зрители располагаются посередине, в одном торце - концертная сцена со своими гримерками, в другом - театральная со своими. В зависимости от репертуара кресла для публики разворачиваются в нужную сторону. В этом зале под аккомпанемент рояля «Шредер» пел Федор Шаляпин, выступали русские композиторы рубежа веков.

На потолке Концертного зала сохранился плафон с воинственными изображениями Афины, Аполлона и неизвестной богини с шестеренкой - символом времени. Что означает этот сюжет - еще одна загадка особняка Шредера.

Возвращаемся в кабинет, чтобы поговорить с Сергеем Яснопольским, нынешним владельцем особняка, участником четырех САЭ - Советских антарктических экспедиций. Оттуда фото с пингвинами.

Какое-то время после национализации фабрики и превращения ее в Ленинградскую фабрику мелких музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского в особняке был рабочий клуб. Во время войны - военкомат. На фасаде здания находится мемориальная доска, посвященная формированию 3-й гвардейской дивизии народного ополчения, которая участвовала в обороне Ленинграда.

После войны в особняке разместился Индустриальный техникум, который просуществовал в нем около полувека. Тогда парадные залы делились на кабинеты, интерьеры закрашивались «казенной» краской. В начале 1990-х годов здание пустовало, потом в нем находился офис строительной фирмы. Два года назад Яснопольский открыл частный культурный центр «Дом Шредера» - через 100 лет особняку была возвращена первоначальная концертная функция. Но реставрационных работ непочатый край. Какие-то средства начала приносить клубная деятельность. В планах создание фонда Шредеров. Работы - на годы.

Читайте также о том, как капитальный ремонт изуродовал дом Салтыкова-Щедрина.

#Архитектура #исторические здания #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6457) от 11.06.2019 под заголовком «Пингвины у рояля Шредера».


Комментарии