В полет с музыкой

В этом году «Ленинградский диксиленд» отмечает 60-летие. Один из старейших диксилендовых оркестров Европы под управлением Олега Кувайцева еще в советские времена снискал мировую известность и до сих пор считается примером виртуозного мастерства. Не все знают, что в создании этой легенды принимал участие дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Георгий Гречко, который был лучшим другом коллектива. В минувшую субботу в Филармонии джазовой музыки «Ленинградский диксиленд» под управлением Олега Кувайцева сыграл памятный концерт в честь 85-летия со дня рождения Георгия Гречко. Накануне концерта журналист Полина ВИНОГРАДОВА поговорили с Олегом КУВАЙЦЕВЫМ о том, с какой легкостью музыка преодолевает земное притяжение.

В полет с музыкой |

- Олег Григорьевич, как вы познакомились с выдающимся космонавтом?

- Он же родился в Ленинграде, проживал в доме № 26 по Загородному проспекту. А Филармония джазовой музыки находится там же, но в 27-м доме. Он не пропускал почти ни одного нашего концерта. Даже в космос брал с собой музыку, записанную нашим оркестром. Однажды признался: «Ваша музыка пробуждает желание сделать что-то особенное, значительное». Музыка оказалась для него самым главным лекарством и стимулом к подвигам. Он был уверен, что гений - это человек, имеющий воображение.

- Да, петербургские гении не равнодушны к джазу. И Бродский к вам на огонек наверняка захаживал.

- Как раз Бродский к нам на концерты не ходил (по крайней мере я его в зале не видел). Зато он посвятил «Ленинградскому диксиленду» такие чудные строки:

Джаз предместий
приветствует нас,
слышишь трубы предместий,
золотой диксиленд
в черных кепках прекрасный,
прелестный,
не душа и не плоть -
чья-то тень
над родным патефоном,
словно платье твое
вдруг подброшено вверх
саксофоном...

А вот Сергей Довлатов как-то пришел, немного пьяный, говорил, что любит музыку свободных людей. У него был потрясающий юмор.

Кстати, еще один наш знаменитый земляк - Константин Эрнст тоже большой поклонник джаза. Однажды мы играли на дне рождения его жены. Оказывается, в детском возрасте она была на концерте для детей, которые мы проводим в Джазовой филармонии более 25 лет, и с тех пор обожает «Ленинградский диксиленд». Надо сказать, на детей производит колоссальное впечатление инструментальная, акустическая музыка. Мы приучаем детей быть свободными. Я наблюдаю, как они меняются, раскрепощаются, учатся любить жизнь.

- Сегодня у молодых людей отношение к джазу изменилось. Теперь это не музыка для ценителей жанра, но модное направление.

- И раньше именно у молодежи джаз был очень популярен, наши концерты охраняла конная милиция! Вы не представляете, сколько было разных необыкновенных случаев, связанных со стремлением людей проникнуть на концерт. Мне неважно, какого направления джазовая музыка, авангардный или традиционный стиль, главное, чтобы она была не скучная. Мы были первым советским оркестром, приехавшим в США в 1987 году. Тогда почти по всей Америке объявляли дни «Ленинградского диксиленда». Там на фестивалях по несколько площадок, допустим, в Сакраменто по 10 - 15 сцен и на каждой выступают известные музыканты. Можете себе представить, как нелегко удержать публику в условиях такой конкуренции. Поверьте, на наших концертах было так много народу, что они нас потом еще раз позвали совершить турне по штатам, но мы уже уехали с концертами в Германию.

- Культура диксилендов - это явление уже сложившееся, «музейное»?

- Диксиленд происходит от слова «дикс», так называлась десятидолларовая монета, которая была в ходу среди жителей французского штата Луизиана, проданного Америке Наполеоном за 15 миллионов долларов. Диксиленд - это стиль белых джазменов, а не черных. Конечно, диксилендовый стиль и сейчас развивается, он не глух к тем обстоятельствам, которые происходят вокруг. В США на сегодняшний день существует более ста диксилендовых оркестров. Их очень много в Голландии и Германии, в Швеции и Финляндии. Такая музыка находит своих слушателей и в России: на протяжении тридцати лет моей работы в Джазовой филармонии на наших концертах всегда аншлаги. В Петербурге есть примерно пять оркестров, по всей стране около двадцати.

- Вы постоянно гастролируете по всем пяти континентам. Какие поездки за последнее время были самыми интересными?

- В последнее время я чаще гастролирую один в составе американских ансамблей по Америке и Европе. «Ленинградский диксиленд» не так давно выступал в Штатах, там нас всегда помнят и любят. В последнее воскресенье мая мы играли на фестивале в Сакраменто, он всегда заканчивается в День поминовения всех погибших во время Второй мировой войны. И мне из зала прислали записку: «Спасибо, что вы спасли нас от фашизма». Я прочитал ее вслух, и все встали. Вот это и есть настоящая Америка, которая к политике не имеет никакого отношения. Потом я спросил, присутствуют ли среди публики те, кто воевал, и встали примерно десять стариков в шляпах - им устроили овацию. Это было потрясающе.

В Индии побывали. Я думал, кому там нужна джазовая музыка? Но на каждом концерте аншлаг! Индийцы так эмоционально реагировали на нашу музыку, вам не передать...

#Ленинградский диксиленд #60-летие #Кувайцев

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?