В Петербурге отметят 60-летие со дня рождения Виктора Цоя

Сегодня исполняется 60 лет со дня рождения рок-музыканта лидера группы «Кино» Виктора Цоя.

В Петербурге отметят 60-летие со дня рождения Виктора Цоя | Фото Александра ЧУМИЧЕВА и Александра ШОГИНА/ТАСС

Фото Александра ЧУМИЧЕВА и Александра ШОГИНА/ТАСС

Как отметит эту дату наш город, где Виктор родился? Когда он появился на свет в 1962 году, это еще был Ленинград. «Я люблю этот город, но зима в нем слишком длинна»… Цой не любил зиму, она казалась ему испытанием, которое никогда не закончится, он пел о снедавшей его тоске по солнечным дням. Может быть, потому, что родился летом, в июне, когда белые ночи и все цветет?

«У-у-у-у-у, восьмиклассница… Восьмиклассница», — доносится от Казанского собора. На траве, рядом с цветущими кустами сирени и шиповника, ловят солнце молодые люди. Многие подпевают уличному музыканту. Песни Цоя и сейчас, когда прошло больше тридцати лет со дня его гибели, популярны. Сегодня группа «Кино», давно прекратившая свое существование, соберется вновь на «Газпром-арене», чтобы исполнить эти песни. 

«Мы хотим сделать по‑настоящему мощный концерт», — пообещал сын рок-музыканта Александр Цой. Ради этого соберутся участники группы «Кино»: Александр Титов, Игорь Тихомиров и Юрий Каспарян. Никаких новых фронтменов! Цой незаменим. На концерте будет звучать его голос, оцифрованный с многоканальных записей группы. Низкий, глуховатый, какой‑то потусторонний. Он поет так, будто читает мантру или заклинание.

В библиотеке Маяковского на Невском пр., 20, открылась выставка «Место для шага вперед», посвященная Виктору Цою. В Малом зале в витринах — экспонаты из коллекции Александра Горностаева. Все, что связано с ­жизнью и творчеством Цоя, он собирает с детства. На выставке лишь небольшая часть коллекции. Виниловые пластинки, значки, книги, плакаты, даже вырезки из газет и журналов… Свидетели не только жизни рок-звезды, но и того времени — 1980 – 1990‑х годов, когда мир стремительно менялся. Времени перемен, которых требовал он сам в финале фильма Сергея Соловьева «Асса», а вместе с ним — многотысячная толпа слушателей. С 16 июня в кинотеатрах вновь идет этот культовый фильм. Отреставрированная версия, покадрово восстановленная специалистами «Мосфильма», выпущена в прокат специально к 60‑летию рок-музыканта.

Александр Горностаев известен еще и как гид. Он проводит авторские экскурсии о Ленинграде Виктора Цоя.

Одно из цоевских мест — в «спальном» районе у проспекта Ветеранов. Здесь он прожил несколько лет в доме-корабле в квартире своей первой жены Марианны. В прошлом году на выставке в Строгановском дворце Русского музея, приуроченной к 40‑летию Ленинградского рок-клуба, была представлена ставшая знаменитой фотография Дмитрия Конрадта. Он запечатлел Виктора Цоя возле парка «Александрино» на фоне хрущевских домов. Одетый в черный плащ музыкант гуляет с Биллом — лохматым скотчтерьером. Выглядит загадочно, как герой какого‑нибудь фильма о шпионах.

В 2020 году, в канун 30‑летия со дня смерти музыканта, в скверике у станции метро «Проспект Ветеранов» установили памятник, созданный выпускником Академии художеств Матвеем Макушкиным. Четырехметровый Цой в ­куртке-«бомбере», джинсах и с гитарой возвышается над вечно клубящейся здесь публикой. На постаменте цитата из «Группы крови»: «Есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой». Я живу рядом и не скажу, что к памятнику прямо паломничество. Но люди приходят, фотографируются, приносят цветы. Иногда — пачки сигарет, которые вечерами реквизируют современные герои песни Цоя «Мама, мама, я бездельник, о-о-о!».

Во время работы ­выставки в библиотеке Маяковского ­Александр Горностаев проведет несколько экскурсий. Расписание скоро появится на сайте библиотеки.

23 июня откроется еще одна выставка к дню рождения музыканта. Музей современных искусств им. Дягилева представляет «Образ группы «Кино» в культуре и искусстве». Это историко-художественная выставка. Основная часть экспозиции — картины и скульптуры, посвященные группе «Кино» художниками разных поколений, народное творчество на эту тему, редкие архивные фотографии и документы. Будут представлены и личные вещи участников группы. Например, резьба по дереву Виктора Цоя и его куртка, в которой он снимался в фильме Рашида Нугманова «Игла». А еще коллажи и фотографии знаменитого барабанщика «Кино» художника Георгия Гурьянова.

25 июня коллективная выставка «Ц60», как понятно, посвященная Цою, откроется в арт-центре «Пушкинская-10» на четвертом этаже в Первом национальном музее рок-музыки.

Многие задаются вопросом: почему именно он? В чем причина его невероятной популярности? Почему образ Виктора Цоя не тускнеет, не тает в тумане времени?

Вообще‑то это тема для диссертации. Я ограничусь кратким ответом на этот вопрос, который мне дал замечательный писатель Александр Житинский, автор книги «Цой. Forever» во время давнего интервью. «Удачное стечение обстоятельств в сочетании с талантом и очень привлекательной человеческой личностью, — сказал он. Помолчав, добавил: — Ну и без магии не обошлось. ­Артиста делает легендой именно магия личности. Она была у Высоцкого, была и у Цоя».


#Виктор Цой #60-летие #музыкант

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7193) от 21.06.2022 под заголовком «В солнечные дни».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?