В поисках мистера и миссис Икс
Первый международный музыкальный фестиваль-конкурс имени Георга Отса прошел в концертном зале «Яани кирик».
Победитель конкурса Константин Сучков. ФОТО Владимира ПОСТНОВА
Имя знаменитого певца конкурсу дали для того, чтобы найти тех, кто может одинаково успешно и вдохновенно исполнять не только оперу, но также оперетту и камерную музыку. Именно своей универсальностью вошло в историю вокального искусства ХХ века искусство Георга Отса - эстонца, рожденного в Петрограде. Сегодня с легкостью можно удостовериться в его абсолютном мастерстве, заглянув в Интернет и обнаружив там записи выдающегося певца разных лет, включая любимый несколькими поколениями фильм-оперетту «Мистер Икс» (по «Принцессе цирка» Кальмана) и фильм-оперу «Кола Брюньон» Кабалевского.
Но одно дело - имя Георга Отса, его богатая событиями непростая судьба, необычайная личность, выкованная временем, другое - попытка найти исполнителей подобного дарования в наши дни. В этом смысле перед жюри стояла почти невыполнимая задача, хотя среди участников конкурса и были те немногие, кто не прошел в финал, но в чьем исполнении чувствовалась не только сила двух крохотных связок, но и сила интеллекта. В финале жюри отдало предпочтение традиционно академическим певцам без набора каких-либо «экстракачеств». Но и выбор оказался невелик.
Председателем жюри конкурса была американское сопрано Каран Армстронг, живущая в Германии, - единственная представительница вокального цеха. От творческой части выступили также Юри Альпертен, дирижер Эстонской национальной оперы, и Наталья Дудик, концертмейстер Михайловского театра. Менеджерско-агентурную линию представили Ольга Капанина (кастинг-директор оперы Большого театра России), Лука Тарджетти (итальянское агентство InArt Management), Алекс Григорев (немецкое агентство TACT Management), Андрей Дьяков (немецкое агентство Doskal&Diakov - International Opera Management).
Самый большой выбор предоставили сопрано, которых оказалось более половины всех участников, затем шли меццо-сопрано, баритоны, басы и всего четыре тенора, трое из которых оказались лишь очень условными.
Международный статус смотру придали несколько эстонцев и один монгол, в остальном конкурс получился всероссийским. Начало первого тура напугало слабым уровнем выступавших, которых иначе как «детьми» назвать было трудно: настолько наивно, беспомощно и при этом не без чувства собственного достоинства и даже уверенности в собственной правоте выглядели эти смельчаки. Вдобавок ко всему картину выступлений многим портил отвратительный, с ошибками, аккомпанемент одной пианистки, которую так и не дисквалифицировали и на втором туре. Более выигрышно выглядели те, кто выходил на сцену со своими концертмейстерами.
Наряду с традиционными проблемами - плохой язык (итальянский, французский или немецкий), плохо поставленное дыхание, отсутствие нормального легато - у большинства молодых певцов в этот раз, как никогда прежде, чувствовалась несвобода, идущая от разного рода зажимов. Возникало впечатление, что тело словно сковано цепями, и лишь челюсти участвуют в процессе звукоизвлечения. От этой несвободы проистекала и жесткость голосоведения, фразировки.
В программу первого тура входили две арии, из которых обязательная - Моцарта, а также белькантовые Беллини, Россини или Доницетти и романтическая Lied Шумана или Шуберта. Ни одному из участников не дали спеть все три произведения: Ольга Капанина, выступая от лица жюри, либо останавливала сразу после первого номера, либо предлагала исполнить еще один. Сразу после объявления итогов первого тура она же назвала прошедшим в полуфинал две арии из трех предложенных - русскую и европейскую, чем чуть облегчила задачу конкурсантам. В финале, в его главной - опереточной - части, особого разнообразия номеров не наблюдалось: звучали кальмановские мистеры Иксы и Сильва, Адели из «Летучей мыши» Штрауса, Пепита из «Вольного ветра» Дунаевского, «Джудитта» Легара.
Первую премию (3000 евро) получил 28-летний баритон Константин Сучков, приглашенный солист Большого театра России и Пермского театра оперы и балета, вторая премия размером 1500 евро ушла к другому баритону - Александру Шахову, солисту Михайловского театра, и третья досталась сопрано Анастасии Барун, участнице Молодежной программы Большого театра. Одной из потенциально ярких, прежде всего опереточно привлекательных, финалисток Екатерине Журавлевой справедливо достался специальный приз - «Курс обучения вокалу в Германии».
Конкурс имени Георга Отса обещает быть ежегодным.
Комментарии