В поисках мистера и миссис Икс

Первый международный музыкальный фестиваль-конкурс имени Георга Отса прошел в концертном зале «Яани кирик».

 В поисках мистера и миссис Икс | Победитель конкурса Константин Сучков. ФОТО Владимира ПОСТНОВА

Победитель конкурса Константин Сучков. ФОТО Владимира ПОСТНОВА

Имя знаменитого певца конкурсу дали для того, чтобы найти тех, кто может одинаково успешно и вдохновенно исполнять не только оперу, но также оперетту и камерную музыку. Именно своей универсальностью вошло в историю вокального искусства ХХ века искусство Георга Отса - эстонца, рожденного в Петрограде. Сегодня с легкостью можно удостовериться в его абсолютном мастерстве, заглянув в Интернет и обнаружив там записи выдающегося певца разных лет, включая любимый несколькими поколениями фильм-оперетту «Мистер Икс» (по «Принцессе цирка» Кальмана) и фильм-оперу «Кола Брюньон» Кабалевского.

Но одно дело - имя Георга Отса, его богатая событиями непростая судьба, необычайная личность, выкованная временем, другое - попытка найти исполнителей подобного дарования в наши дни. В этом смысле перед жюри стояла почти невыполнимая задача, хотя среди участников конкурса и были те немногие, кто не прошел в финал, но в чьем исполнении чувствовалась не только сила двух крохотных связок, но и сила интеллекта. В финале жюри отдало предпочтение традиционно академическим певцам без набора каких-либо «экстракачеств». Но и выбор оказался невелик.

Председателем жюри конкурса была американское сопрано Каран Армстронг, живущая в Германии, - единственная представительница вокального цеха. От творческой части выступили также Юри Альпертен, дирижер Эстонской национальной оперы, и Наталья Дудик, концертмейстер Михайловского театра. Менеджерско-агентурную линию представили Ольга Капанина (кастинг-директор оперы Большого театра России), Лука Тарджетти (итальянское агентство InArt Management), Алекс Григорев (немецкое агентство TACT Management), Андрей Дьяков (немецкое агентство Doskal&Diakov - International Opera Management).

Самый большой выбор предоставили сопрано, которых оказалось более половины всех участников, затем шли меццо-сопрано, баритоны, басы и всего четыре тенора, трое из которых оказались лишь очень условными.

Международный статус смотру придали несколько эстонцев и один монгол, в остальном конкурс получился всероссийским. Начало первого тура напугало слабым уровнем выступавших, которых иначе как «детьми» назвать было трудно: настолько наивно, беспомощно и при этом не без чувства собственного достоинства и даже уверенности в собственной правоте выглядели эти смельчаки. Вдобавок ко всему картину выступлений многим портил отвратительный, с ошибками, аккомпанемент одной пианистки, которую так и не дисквалифицировали и на втором туре. Более выигрышно выглядели те, кто выходил на сцену со своими концертмейстерами.

Наряду с традиционными проблемами - плохой язык (итальянский, французский или немецкий), плохо поставленное дыхание, отсутствие нормального легато - у большинства молодых певцов в этот раз, как никогда прежде, чувствовалась несвобода, идущая от разного рода зажимов. Возникало впечатление, что тело словно сковано цепями, и лишь челюсти участвуют в процессе звукоизвлечения. От этой несвободы проистекала и жесткость голосоведения, фразировки.

В программу первого тура входили две арии, из которых обязательная - Моцарта, а также белькантовые Беллини, Россини или Доницетти и романтическая Lied Шумана или Шуберта. Ни одному из участников не дали спеть все три произведения: Ольга Капанина, выступая от лица жюри, либо останавливала сразу после первого номера, либо предлагала исполнить еще один. Сразу после объявления итогов первого тура она же назвала прошедшим в полуфинал две арии из трех предложенных - русскую и европейскую, чем чуть облегчила задачу конкурсантам. В финале, в его главной - опереточной - части, особого разнообразия номеров не наблюдалось: звучали кальмановские мистеры Иксы и Сильва, Адели из «Летучей мыши» Штрауса, Пепита из «Вольного ветра» Дунаевского, «Джудитта» Легара.

Первую премию (3000 евро) получил 28-летний баритон Константин Сучков, приглашенный солист Большого театра России и Пермского театра оперы и балета, вторая премия размером 1500 евро ушла к другому баритону - Александру Шахову, солисту Михайловского театра, и третья досталась сопрано Анастасии Барун, участнице Молодежной программы Большого театра. Одной из потенциально ярких, прежде всего опереточно привлекательных, финалисток Екатерине Журавлевой справедливо достался специальный приз - «Курс обучения вокалу в Германии».

Конкурс имени Георга Отса обещает быть ежегодным.

#«Яани кирик» #Георг Отс #конкурс

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.