В поисках благородного дона

«Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам... Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым... Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».

В поисках благородного дона | Исполнители ролей Дон Кихота Борис Романов и Андрей Шимко. ФОТО предоставлено пресс-службой Молодежного театра

Исполнители ролей Дон Кихота Борис Романов и Андрей Шимко. ФОТО предоставлено пресс-службой Молодежного театра

Этот портрет испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры, достойнейшего испанского мужа, никого вам не напоминает? Так очевидно сходятся герой литературный - Дон Кихот и писатель, его породивший. Так они и идут вместе уже не одно столетие. Очередное путешествие привело их на берега Невы, в Петербург. И называлось оно «Арт-поход «Путями Дон Кихота».

Организовали арт-поход Молодежный театр на Фонтанке под предводительством режиссера и художественного руководителя Семена Спивака и московский театр «Эрмитаж», возглавляемый режиссером Михаилом Левитиным. Московский «Дон Кихот» - премьера 2017 года - был привезен в рамках специальной программы XXVII фестиваля «Балтийский дом» и стал ярким событием культурной жизни Петербурга.

Как уже знают читатели, на этом фестивале под девизом «Имитация жизни» самые разные творческие коллективы России спорили, беседовали, манифестировали о том, можно ли придумать жизнь и что с ней, придуманной, делать. Все сказанное и написанное в свое время Сервантесом стало той смысловой доминантой, что позволила возвести этот разговор в степень философского диспута. Его воплощением и стали два театральных «Дон Кихота» - московский и петербургский. Каждый из них создал свое «живописное полотно», в котором бытование повседневное и иллюзии романтического ума сошлись в не опасном для жизни поединке. Семен Спивак и Михаил Левитин спроецировали собственное мироощущение на драматургическую основу великого испанского романа.

В петербургском случае мы имеем дело с вечной историей о маленьком человеке - Дон Кехано в исполнении Андрея Шимко разрушает традиционное представление о хитроумном идальго - как внешне, так и эмоционально. Режиссер и артисты идут тропой новаторской трактовки, в которой национальный испанский герой принимает на себя черты истинно русского характера. Спивак опирался в большей степени на пьесу Михаила Булгакова «Дон Кихот», а у Левитина Кихот Булгакова подружился с литературным воплощением в стихах Жака Превера и собственной инсценировкой. Два спектакля объединяют сила сердечного порыва, рыцарское бесстрашие и стремление к абсолютной преданности заветам средневековой романтики. Оба коллектива близки друг другу по духу, оба являются проводниками идеи «дом-театр», оба обитают в садах - Измайловском и «Эрмитаже». Но рыцарь печального образа и его свита - у каждого свои.

Физическая жизнь героя прекращается в обоих спектаклях, но по велению писательского гения Сервантеса с алхимической легкостью возрождается - в форме художественного образа. Ему помогают волшебники сегодняшнего дня - режиссеры Спивак и Левитин, артисты - Андрей Шимко и Борис Романов. Они прилежно проникают в глубину одного из самых философских европейских романов.

Если для Спивака история Дон Кихота - это размышление о «внутреннем разладе между прозаическим, «взрослым» существованием и желанием играть, выдумывать, фантазировать», то для Левитина это «прогулка маргинала, человека, хранящего в себе культуру на протяжении четырехсот лет». Для него более актуальными были мотивы свободы и бессмертия. Не случайно московский спектакль начинается с выхода археологов, дискутирующих на тему поиска останков Сервантеса. «Мы размышляли о том, может ли немолодой человек воскресить в себе силы к жизни и затем достойно уйти. Ведь возраст, по сути, не играет никакой роли!» - сказал Михаил Левитин.

В итоге получается, что зритель выходит со спектаклей о Дон Кихоте не просто очарованным стариной, подразумевающей рыцарскую праведность и отвагу духа, но уверившимся, что эпоха конкистадоров-завоевателей способна и сегодня вдохновить живое чувствующее сердце на поход ради любви.

#«Дон Кихот» #Спивак #Левитин

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?