Фестиваль «Мастерская Спивака» завершился в Петербурге

В Молодежном театре на Фонтанке прошел фестиваль «Мастерская Спивака».

Фестиваль «Мастерская Спивака» завершился в Петербурге | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Настоящий театр построить довольно просто. Примерно так же, как вырастить идеальный газон, который, как известно, надо постоянно подстригать в течение ста лет. Именно так поступают ведущие мастера российского репертуарного театра. Хотя нельзя сказать, что у всех одинаково хорошо получается.

У народного артиста России профессора Семена Спивака - получилось. Это знают все поклонники Молодежного театра на Фонтанке, который он возглавляет уже тридцать лет. Оригинальный репертуар, яркая молодая труппа, две сцены, постоянные аншлаги - какие еще нужны доказательства? Но театр решил «показать товар лицом» и устроил фестиваль, посвященный 25-летию создания в Российском институте сценических искусств актерско-режиссерской мастерской С. Я. Спивака.

Выпускные спектакли студентов, которых учил и до сих пор учит мастер, постоянно присутствуют в афише. Герои «Криков из Одессы» возмужали, превратившись из пылких биндюжников в зрелых и мудрых ребе, какими, собственно, и видел их Бабель. Персонажи «АБАНАМАТА» наконец доросли до понимания эпохи и людей, среди которых жил Сергей Довлатов. Еще не вполне оторвались от студенческой скамьи артисты, фантазирующие на темы «Гамлета», но они ведь замахнулись на «Вильяма нашего Шекспира».

Завершился фестиваль на Большой сцене Молодежного театра, куда с трудом вместились все четыре выпуска мастерской. Перелистывая страницы воспоминаний, актеры и режиссеры не только ностальгировали и благодарили любимых педагогов. Капустник был задуман в стиле рок-н-ролла (любимые ритмы Спивака, который в финале подтвердил свою репутацию отчаянного стиляги), что позволяло использовать все жанры, кроме скучного.

Особенно лихо упражнялись вчерашние студенты в пародиях на мастера. Как видно, они досконально изучили его манеру думать, жестикулировать, говорить, репетировать. «Метод Спивака» был представлен, что называется, крупным планом. Раскрывая секреты работы режиссера, Роман Агеев вспомнил, что репетиция двухминутного диалога Рогожина и князя Мышкина однажды затянулась на четыре с лишним часа, а премьера «Идиота» и вовсе состоялась пятнадцать лет спустя. Нам поведали и о других особенностях творческого почерка мастера. Это было так смешно и узнаваемо, что публика падала с кресел от хохота.

Громче и заразительнее всех смеялись актеры Молодежного театра, формально не считающиеся учениками Спивака. Им-то манера режиссера известна, как никому. Веселился и сам Семен Яковлевич. Ему жанр пародии вовсе не чужд. Еще в студенческие годы он прославился созданием институтской газеты «Не верю!», где публиковались невероятные истории из жизни признанных авторитетов - от Станиславского и Товстоногова до Коха и Кацмана. Продолжая эту линию, могу и я кое-что рассказать о режиссере. Однажды Спивак, приглашенный дать мастер-класс в Париже, зашел в галерею Лафайет, чтобы купить кепку. А там Жерар Депардье торгует фуа-гра собственного производства. «Класс!» - сказал Спивак. «Мастер!» - ответил Депардье...

Хотели этого в Молодежном театре или нет, но разоблачение фокуса состоялось: теперь мы знаем, как построить хороший театр. Нужны простые ингредиенты: талант, труд, терпение, юмор и немного везения. А чтобы получилось уж наверняка, театр надо создавать вместе со своими учениками.

#Спивак #театры Петербурга #фестиваль #Молодежный театр на Фонтанке

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6542) от 09.10.2019 под заголовком «Метод Спивака крупным планом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?