В поисках благородного дона
«Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам... Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым... Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».
Исполнители ролей Дон Кихота Борис Романов и Андрей Шимко. ФОТО предоставлено пресс-службой Молодежного театра
Этот портрет испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры, достойнейшего испанского мужа, никого вам не напоминает? Так очевидно сходятся герой литературный - Дон Кихот и писатель, его породивший. Так они и идут вместе уже не одно столетие. Очередное путешествие привело их на берега Невы, в Петербург. И называлось оно «Арт-поход «Путями Дон Кихота».
Организовали арт-поход Молодежный театр на Фонтанке под предводительством режиссера и художественного руководителя Семена Спивака и московский театр «Эрмитаж», возглавляемый режиссером Михаилом Левитиным. Московский «Дон Кихот» - премьера 2017 года - был привезен в рамках специальной программы XXVII фестиваля «Балтийский дом» и стал ярким событием культурной жизни Петербурга.
Как уже знают читатели, на этом фестивале под девизом «Имитация жизни» самые разные творческие коллективы России спорили, беседовали, манифестировали о том, можно ли придумать жизнь и что с ней, придуманной, делать. Все сказанное и написанное в свое время Сервантесом стало той смысловой доминантой, что позволила возвести этот разговор в степень философского диспута. Его воплощением и стали два театральных «Дон Кихота» - московский и петербургский. Каждый из них создал свое «живописное полотно», в котором бытование повседневное и иллюзии романтического ума сошлись в не опасном для жизни поединке. Семен Спивак и Михаил Левитин спроецировали собственное мироощущение на драматургическую основу великого испанского романа.
В петербургском случае мы имеем дело с вечной историей о маленьком человеке - Дон Кехано в исполнении Андрея Шимко разрушает традиционное представление о хитроумном идальго - как внешне, так и эмоционально. Режиссер и артисты идут тропой новаторской трактовки, в которой национальный испанский герой принимает на себя черты истинно русского характера. Спивак опирался в большей степени на пьесу Михаила Булгакова «Дон Кихот», а у Левитина Кихот Булгакова подружился с литературным воплощением в стихах Жака Превера и собственной инсценировкой. Два спектакля объединяют сила сердечного порыва, рыцарское бесстрашие и стремление к абсолютной преданности заветам средневековой романтики. Оба коллектива близки друг другу по духу, оба являются проводниками идеи «дом-театр», оба обитают в садах - Измайловском и «Эрмитаже». Но рыцарь печального образа и его свита - у каждого свои.
Физическая жизнь героя прекращается в обоих спектаклях, но по велению писательского гения Сервантеса с алхимической легкостью возрождается - в форме художественного образа. Ему помогают волшебники сегодняшнего дня - режиссеры Спивак и Левитин, артисты - Андрей Шимко и Борис Романов. Они прилежно проникают в глубину одного из самых философских европейских романов.
Если для Спивака история Дон Кихота - это размышление о «внутреннем разладе между прозаическим, «взрослым» существованием и желанием играть, выдумывать, фантазировать», то для Левитина это «прогулка маргинала, человека, хранящего в себе культуру на протяжении четырехсот лет». Для него более актуальными были мотивы свободы и бессмертия. Не случайно московский спектакль начинается с выхода археологов, дискутирующих на тему поиска останков Сервантеса. «Мы размышляли о том, может ли немолодой человек воскресить в себе силы к жизни и затем достойно уйти. Ведь возраст, по сути, не играет никакой роли!» - сказал Михаил Левитин.
В итоге получается, что зритель выходит со спектаклей о Дон Кихоте не просто очарованным стариной, подразумевающей рыцарскую праведность и отвагу духа, но уверившимся, что эпоха конкистадоров-завоевателей способна и сегодня вдохновить живое чувствующее сердце на поход ради любви.
Комментарии