Главный художник БДТ Эдуард Кочергин: «У Товстоногова были четкие идеи»

В преддверии 100-летия Большого драматического театра вспоминаются самые яркие страницы истории театра, любимые спектакли, замечательные люди, их создававшие, - актеры, режиссеры, драматурги, художники, музыканты. Среди нас уже нет очевидцев рождения театра, да и корифеев, начинавших в эпоху Товстоногова, осталось немного. Однако именно в ту пору БДТ стал центром духовной жизни Ленинграда и на протяжении нескольких десятилетий держал пальму первенства. Что же в нем было такого? Главный художник театра, академик Академии художеств, обладатель всевозможных наград и премий Эдуард Кочергин написал о загадке БДТ и его лидера повесть «Медный Гога» и, похоже, разгадал тайну магнетизма этого дома на Фонтанке, о чем и рассказал нашему театроведу.

Главный художник БДТ Эдуард Кочергин: «У Товстоногова были четкие идеи» | ФОТО Вадима ЖЕРНОВА/ТАСС

ФОТО Вадима ЖЕРНОВА/ТАСС

- Эдуард Степанович, БДТ исполняется 100 лет. Половину срока - полвека! - вы связаны с этой сценой. Что же было такого особенного в спектаклях и людях Большого драматического? Люди ночами стояли в очередях за билетами, знали всех артистов, встречали каждую премьеру как личный праздник...

- За что любили? За культуру. Культура была во всем. Актерская, постановочная, визуальная. Культура по отношению к публике. Любили за настоящий репертуар. Товстоногов создал школу артистов, ансамбль, театр с единой творческой философией. Любили за честность. Театр не хитрил, не обманывал, говорил о главном. Режиссер грандиозно выстраивал каждую роль. Он считал, что, если актер десять - двадцать секунд не держит зал, действие прекращается. И кончается магия театра. В БДТ магия не кончалась. Этим мастерством сейчас мало кто владеет. Драматургия глобальная, драматургия всего спектакля, каждой роли, каждой сцены - все было выстроено, пронизано действием. В каждой частице спектакля должна отражаться философия существования театра.

- Вы пришли в БДТ уже известным сценографом, были главным художником двух ленинградских театров, сделали десяток спектаклей с Рубеном Агамирзяном, начали работу над «Царем Федором Иоанновичем». Почему приняли приглашение Георгия Александровича перейти в БДТ?

- Глупо было бы отказаться. К тому же мы успели уже присмотреться друг к другу. Готовить спектакли в Театре имени Комиссаржевской мне помогал лучший макетчик города Владимир Павлович Куварин, работавший в БДТ. В его мастерскую Георгий Александрович любил зайти покурить, там даже его большущая хрустальная пепельница стояла. Там мы общались. Он видел мои работы. Он много чего про меня знал. А потом по рекомендации Софьи Юнович позвал меня сочинить костюмы для «Генриха IV». За пять дней предстояло сделать больше сотни эскизов. Я справился, и Гога принял мои авангардные по тем временам костюмы.

- И вам не было страшно? Не пугал авторитет режиссера, его репутация «диктатора»?

- Меня пугали. Говорили, что он меня съест, задавит. «Куда идешь? Тебя там стопчут!» Я не боялся. Меня жизнь топтала - не затоптала. Чисто интуитивное ощущение его масштаба, его личности не обмануло. В отличие от других режиссеров он актеров не унижал, не оскорблял. Труппу держал другим способом. Он был потрясающий психолог. Его боялись из-за крутого мужского характера. Лишнего он не говорил, не суетился. Уже это организовывало театр, направляло людей, с которыми он работал. Если он брался за пьесу или инсценировал роман, то заранее знал, о чем будет спектакль. Как ни странно, многие режиссеры, с которыми мне после приходилось встречаться, не знали, меняли идеи на ходу, и замысел художника летел в тартарары. У Товстоногова такого не было. Он всегда знал, с какими идеями идти в зрительный зал. Никогда не предавал. Мог что-то добавлять, улучшать, расширять, но глобально первоначальная идея сохранялась. Это о высочайшем профессионализме говорит. Он чувствовал пространство, был визуально образован, знал мировую живопись, отовсюду привозил книги по искусству. Дома у него была прекрасная библиотека. Я в нем нашел художника, с которым мы играли «в поддавки»: он кидал мне идею, я ему. Паритетная была работа. Не надо было хитрить.

- Вы работали с Товстоноговым двадцать лет, сделали вместе тридцать спектаклей, не считая тех, которые ставили в Финляндии, США, Германии, Венгрии... И никогда не было конфликтов?

- Иногда он что-то не сразу принимал, сомневался. Но, наверное, было между нами такое взаимопонимание, что, переводя его замысел на язык сценографии, я шел в ту сторону, куда он меня направлял. У Товстоногова были четкие идеи. Он их очень точно формулировал. Как было, например, с тем же «Генрихом IV». Я тогда еще не знал всех актеров, занятых в спектакле, и Гога рассказал мне о каждом. Поразительно, но в эскизах я добился прямо-таки портретного сходства, опираясь исключительно на его слова, характеристики, данные режиссером. Потом мы так всегда и работали над костюмами: с абсолютным адресом на артиста.

- Помнится, макет «Истории лошади» худсоветом принимался не гладко. Евгений Лебедев видел мир Холстомера иным, более романтичным?..

- Товстоногов нуждался в оппонентах. Знал, как с кем из них работать. Худсовет мой «сюрреалистический» замысел с возмущением отверг. А когда мы остались в макетной втроем, Георгий Александрович вновь выслушал доводы Лебедева. Тот с пеной у рта отстаивал свое видение: красота природы, поэзия, мечта... В макете не каждый разглядит будущую декорацию. Товстоногов умел, всех выслушав, сделать по-своему. И он мне сказал: «Эдуард, я вашу идею целиком принимаю. Действуйте!». Потом и Лебедев согласился, но ему надо было почувствовать героя, влезть в его шкуру. Что и произошло.

Еще раньше, когда я эскизы к «Генриху» рисовал, Евгений Алексеевич попросил меня изобразить подробно, как Фальстаф ест, пьет, спит, зевает, надевает доспехи, чешется... Всего шестьдесят листов получилось. Он их взял домой, смотрел, изучал. Вернул после премьеры.

- Это же целая коллекция! Где теперь эти рисунки?

- В разных музеях... В Бахрушинском, в нашем Театральном, в Российской библиотеке искусств.

- Георгий Александрович был великий мастер по части формулировок. Как говорится: четко формулирует тот, кто четко мыслит. И наоборот: невнятные формулировки рождают хаос на сцене. Единственная его формула вызывает у меня сомнения - «добровольная диктатура». Мне кажется, тут его мысль исказили. Добровольным может быть подчинение, а не диктат.

- Не знаю, его ли это выражение... Может, это критики придумали. Он не любил никакой приблизительности. У Товстоногова были четкие идеи. Поэтому работать с ним было легко. Трудно, но профессионально легко. Например, «Тихий Дон» он предложил ставить как эпос. И для меня это сразу все перевернуло, отпали привычные трактовки. Я взял южнорусскую икону, где нет неба, а есть земля. Дон в виде полукруга - тоже от пластики иконы. Как и обратная перспектива. Он давал не буквальные, а глобальные идеи. Вот и в последней нашей общей работе - спектакле «На дне» - он задумал поворот на Питер. Это не московская ночлежка, а дом близ Сенной площади, двор-колодец. Я уже от себя добавил серый брандмауэр, и скомпонованное по вертикали пространство превратилось в некий колодезный храм бомжей. По замыслу это было интересно, но режиссеру уже не хватило на этот спектакль энергетики...

- Вы пришли в Большой драматический театр как художник, а полвека спустя присутствуете на афише и как писатель. Герои трех ваших книг вышли на сцену: «Ангелова кукла», «Крещенные крестами» и «Кондратий Феодосийский и Шиш» (по «Завирухам Шишова переулка»).

- Мне жаль, что из репертуара исчезла первая постановка. «Крещенные крестами», по-моему, хороший спектакль. Режиссер Вениамин Фильштинский собрал замечательную компанию молодых артистов, которые погрузились в незнакомые им реалии и глубоко вникли в то, что я пережил в детстве. Кстати, сейчас, во время больших московских гастролей БДТ, коллеги хвалили как раз наших артистов, говорили, что театру удалось сохранить сильный актерский состав.

#БДТ #театр #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6380) от 14.02.2019 под заголовком «В БДТ магия не кончалась».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...