В Зимнем дворце представили астрономические часы-глобус XVI века
В Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка одного экспоната.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
После реставрации там представлены астрономические часы-глобус XVI века. Очень сложное красивое устройство – одновременно памятник истории астрономии, географии, точной механики, культуры, а также дипломатических отношений между Европой и Россией.
Астрономические часы – одна из самых ранних «механических реализаций» системы мироздания и яркий пример научно-технической революции эпохи Возрождения. Прибор воспроизводит модель Вселенной в соответствии с представлениями, сложившимися в Европе к концу
ХVI столетия, и включает в себя самые ранние известные на Руси земной и небесный глобусы. Внутри позолоченного небесного находится сложный часовой механизм. Он вращает глобус так, что можно наблюдать движение звезд, соответствующее их реальному положению на небосклоне. Автоматический календарь показывает год, месяц, число и день недели, а также сопутствующие каждому дню имя святого и зодиакальное созвездие.
Изобретение астрономического глобуса связано с именем императора Священной Римской империи Рудольфа II. Этот правитель не интересовался политикой и экономикой, он собирал картины и скульптуры, увлекался некромантией, алхимией, астрологией. Он застал окончание эпохи Возрождения, когда наука была тесно переплетена с искусством. Ученые писали стихи, художники занимались наукой. В попытке понять устройство мироздания Рудольф объединил усилия ученых, художников и поэтов, собрал коллекцию произведений искусства и научных объектов. В их числе и механический глобус. По его заказу знаменитыми аугсбургскими мастерами Г. Роллем и И. Рейнгольдом был создан этот сложный прибор.
Астрономические часы стоили дорого, первый экземпляр обошелся императору в 1200 талеров (притом что годовой доход дворянина составлял порядка 120 талеров). Неудивительно, что часы-глобус предназначались для особо ценных дипломатических подарков. Всего их было сделано шесть. Два таких прибора император оставил себе, остальные подарил некоторым правителям, в том числе Ивану Грозному. К моменту, когда часы прибыли в Россию, Иван Грозный уже скончался, подарок достался Федору Иоанновичу. Часы хранились в Московском Кремле и позднее были вывезены Петром I в Петербург.
До нашего времени раритет дошел с поломками и деформациями, были утеряны важные детали внешнего оформления. В Эрмитаже часы-глобус стояли на экспозиции, посвященной собранию приборов и инструментов Петра Великого.
Впервые реставраторы приложили руки к этому памятнику пять лет назад при подготовке к выставке «Часовое искусство. Часы XVI – XVII веков в собрании Эрмитажа». Тогда помыли корпус, извлекли и запустили механизм. Он неплохо сохранился, потому что находился внутри. Когда выставка закончилась, созрело решение воссоздать утраченные внешние элементы, без которых часы теряли половину своей привлекательности: прежде всего изображения Солнца и Луны, перемещающиеся на фоне звездного неба. В музейных коллекциях Дрездена и Лондона с сохранившихся аналогичных приборов сняли замеры, по ним восстановили утраты.
Первоначальный облик памятнику возвращали специалисты лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа при участии коллег из лабораторий научной реставрации мебели и драгоценных металлов.
В мире сохранилось шесть астрономических часов-глобусов, эрмитажный теперь самый полный и единственный, который работает. Он займет место в постоянной экспозиции музея, будет демонстрироваться в разобранном состоянии, чтобы посетители смогли оценить красоту и совершенство работы мастеров XVI века.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6779) от 07.10.2020 под заголовком «Вселенная эпохи Ренессанса».
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 10 апреля 2021
В Мариинском дворце откроется выставка ко Дню космонавтики
В РОСФОТО открылась выставка «Освобожденная Европа»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии