2Vtzqv4Hz9U

В залах-трансформерах Главного штаба открылась выставка «Твердыня пламенная»

В масштабном проекте (6+), посвященном 150‑летию со дня рождения Николая Рериха, двадцать два участника. Его организаторы — Эрмитаж и Музей семьи Рерихов.

В залах-трансформерах Главного штаба открылась выставка «Твердыня пламенная» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Выставка объединила более 500 предметов: картины, иконы, произведения декоративно-при­кладного искусства, памятники археологии, книги, документы, фотографии, связанные с жизнью и творчеством Николая Рериха. Ее названием стал заголовок одного из его сборников, изданного в 1933 году, — «Твердыня пла­менная».

Выставка разместилась в трех залах. Все интересы художника, философа, археолога, писателя, путешественника и общественного деятеля, как и его биографию, охватить невозможно. В первом зале — рассказ о Рерихе в России. Второй посвящен его жизни и деятельности на Востоке. Третий — место соединения его философских, творческих, научных исканий. Строгого хронологического принципа изложения нет.

Открывают выставку работы, которые относятся к началу творческого пути Рериха, времени его обучения в Академии художеств. Здесь знаменитый «Гонец» из Третьяковской галереи — картина, которая обеспечила Рериху звание художника. С выставки в Академии художеств ее купил Третьяков. Тут же «Заморские гости» и «Город строят» из того же собрания, а также малоизвестные публике полотна — «Натурщик» и «Отдых охотника» из Музея Академии художеств.

В живописи Рериха влекла «седая старина» — сюжеты из древней жизни. В первом зале картины «Ункрада», «Древний город» и «Могила великанова». Здесь же вещи, связанные с его археологическими изысканиями. Представлены находки самого Рериха и результаты более поздних раскопок, которые дополняют, обобщают и подтверждают его открытие.

Рериха интересовала археология каменного века. Он считал, что в его предметах можно проследить общие черты культуры и искусства народов. Разные география, культура, климат, но общие черты очевидны. В витрине янтарь — находки в селе Кончанское, с которых началось изучение этой темы. Раскопки 1960‑х годов подтвердили правильность предположений Рериха. В том числе датировку этих вещей — неолит.

Рядом с картиной «Священный дар» — комплекс вещей из коллекции Эрмитажа, воссоздающих предметный мир, на ней изображенный. На картине некий мудрец с длинной бородой, возможно, святой, которому одетые в причудливые одежды волхвы подносят ларцы — реликварии. У Рериха нет намека на конкретных святых. Исследователи его творчества выяснили, откуда он взял эту композицию. В витрине книга Альберта Грюнведеля, посвященная древним буддийским памятникам Восточного Туркестана. В ней есть рисунок одной из росписей храмовых пещер. На выставке показан не только рисунок, но и оригинальное произведение — фрагмент росписи такой же композиции. Тут же за стеклом витрины и оригинальный реликварий. Ларцы изготавливали в Восточном Туркестане в то же время, когда были созданы росписи пещер.

Во втором зале перед зрителем открывается мир Востока, игравший ключевую роль в творчестве Николая Рериха. Его увлечение Востоком было серьезным. Он пытался глубоко постичь его идеи, культуру, искусство. Перерабатывал их в своем творчестве, это становилось материалом для его картин.

Важное место занимают живописные произведения — «Королевский монастырь. Тибет», «Ступа. Ладак», «Пророк (Магомет на горе Хира)», передающие впечатления художника от увиденного в дальних землях: горные обители, знаки, оставленные на камнях, и немногочисленные жители этого необычного мира — отшельники, святые, путники. В витринах буддийская скульптура, религиозные и философские книги, образцы буддийской иконы и пластики, памятники письменной культуры Востока.

Семья Николая Рериха была вовлечена в его деятельность. На выставке несколько памятников тибетской живописи из собрания сына художника Юрия Николаевича Рериха. Он был талантливым востоковедом, интересовался Востоком как специалист. Из его коллекции тибетского религиозного искусства на выставке танка — тибетская буддийская живопись на шелке. В витрине изданная в Париже в 1925 году книга «Тибетская живопись», написанная Юрием Рерихом.

Через два священных для Рериха пространства — Россию и Восток — посетитель попадает в третий зал, где повествование переходит к размышлениям о будущем. В этом зале иконостас, западная живопись из коллекции Николая Рериха, картины, связанные с его представлениями о будущем культуры.

Рерих3_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Пермский иконостас Рериха — выдающееся произведение русской религиозной живописи начала XX века. Он был создан в 1907 году в Перми по заказу купцов и меценатов Каменских. Громадного размера памятник с двухметровой надвратной частью, царскими вратами, несколькими иконами в ряду. В результате музейных перемещений одна из икон была изъята из иконостаса и передана в екатеринбургский музей. На выставке памятник показан в полном виде. Рерих соблюдает каноны православного искусства, но его искусство вдохновлено живописью эпохи модерна. Техника — масляная живопись на дереве — не свойственна иконописи, которая обычно выполняется темперными красками.

Картина «Армагеддон» — предсказание о том, что может случиться с человечеством. Город, охваченный пламенем, вереница бегущих людей. Вспоминается пожар в соборе Парижской Богоматери. Зритель видит образы, предупреждающие о неотвратимости наказания. Но в том же пространстве произведения, дающие надежду на помощь и заступничество, — «Вестник», «Отшельник», «Василиса Премудрая». Каким бы ни было будущее, человечеству предстоит принять за него бой, и подготовка к этому событию не прекращается на полотнах Рериха — «Ковка меча», «Святогор». Художник видел грядущее грозным и требующим безотлагательных действий, но в то же время обещающим обновления.

Многие работы, представленные в этой части экспозиционного прост­ранства, были написаны во время Первой мировой и Великой Отечественной войн. Именно в этот период для Рериха как никогда важным стало дело сохранения культурных ценностей. В результате появился Пакт Рериха — первый в истории международный договор о защите культурного наследия. Некоторые материалы, связанные с историей создания этого документа, также представлены на выставке.

Читайте также:

В Эрмитаже состоялась церемония вручения премий имени академика Д. С. Лихачева

Эрмитаж приобретает подсвечники, выполненные на Никольско-Бахметевском хрустальном заводе в конце XVIII века


#Эрмитаж #выставка #Рерих

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (7805) от 03.12.2024 под заголовком ««Армагеддон» как предсказание».


Комментарии